Путешествие с Дилетантом
2012-08-14

“Эхо Москвы” запустило интереснейший проект: журнал “Дилетант”, который уже семь номеров подряд подтачивает, как мебельный жучок, советскую мифологию. Конечно, если советские историки - профи, то куда престижней слыть дилетантом. Но есть еще и европейская мифология, вполне либеральная и с виду приличная. И если речь идет о мифах не советских и не российских, а импортных, made in Евросоюз, а то и мифах “микст” (когда на европейское сытое и благополучное заблуждение тех, кого жареный петух никогда и никуда не клевал, накладывается по неслучайному совпадению советская пропаганда), то тогда дилетантизм может быть опасен и для потомков, и для современников.

Поэтому с последним номером “Дилетанта” получилось очень смешно. Левые современные испанцы, не читавшие, кажется, даже “По ком звонит колокол” Хема, решили ударить по франкизму. Мелко и поверхностно, в стиле Бальтасара Гарсона. За каудильо вступился Михаил Веллер, у которого, как у врага и “охранителя”, не хотелось бы одолжаться. А сторонники прав и свобод для всякой твари, даже для коммунистов, открыли огонь по сенатору Маккарти. У него защитников не нашлось вообще.

Для ровного счета не хватает Пиночета, которого ценой своей свободы и карьеры защитил наш брат по антисоветизму Мигель Краснов, родственник повешенного белого атамана.

Вникните в ситуацию: мы проиграли свою судьбу в пух и прах, потому что вовремя не втоптали в пепел красных ведьмаков и дали им возродиться и начать охоту уже на нас. По сути дела, мы привязаны к столбу, костер из законов в духе 58-й статьи сложен, Путин нежно застегивает на нас санбенито и вдумчиво подносит факел к дровишкам. И чем же мы занимаемся в этот момент? Мы сочувствуем двум благополучным государствам, которые, в отличие от нас, лопухов, своих ведьм извели до основания, выжили и даже вернулись к демократическим нормам, которые вряд ли уместны в бою, предварительно себя обезопасив. Безумству глупых поем мы песню!Начнем наш реестрик с Испании. Острый случай. Сталинисты, анархисты и идеалисты со всех концов света - это был не сахар. Тем более что за всем этим стоял СССР. Франко миндальничать не мог, это была война не на жизнь, а на смерть. Малой кровью ее было не выиграть. Зато какой результат! Испания не была втянута в войну на стороне Германии; Испания избегла советского ига и остановила красный террор; в Испании не было Холокоста, евреи бежали туда, чтобы перебраться в Португалию и за океан; Испания построила капитализм и вернулась к демократии. Игра стоила свеч.А почему испанцы не любят вспоминать это время? Потому что они умные. Я встречала в Толедо историка, у которого друзья бабушки с бабушкиного одобрения расстреляли дедушку. Если хочешь выжить, о таком лучше забыть. Долина Павших - это памятник не Пакту Монклоа, не примирению, а Победе. Исполинский крест в горах Гвадаррамы похож на меч. Да, здесь католики оказались не слюнтяями и не жертвами, они восторжествовали над теми, кого не очень жалко, за исключением Лорки. Лорка - это потеря, это беда. А Хему что? Уехал в Штаты писать романы. Спасибо ему за “Колокол”.Конечно, мои личные отношения с каудильо закончились бы расстрелом. Я бы стала ему внушать насчет гибели Лорки, светского государства, нонкомбатантов, гуманизма и свободы искусства. Правозащитников надо выпускать на поле боя, когда все уже кончено.

Победа Белой армии тоже принесла бы кровь и проскрипции. Вам не жаль, что победили не они, а красные? 60 миллионов бы не погибли, Второй мировой войны и Холокоста не было бы… Ради такого лота стоило стерпеть то, что большевиков перевешали бы.

Никто из испанцев не пытается выкопать Франко из могилы в мозаичном полу Мемориала. Ведь кроме армии за Франко и фалангой стояло аполитичное и консервативное большинство, основа основ: католики, бизнес, богатые, землевладельцы, крестьяне, у которых была земля… Те, кто хотел, чтобы нормальная, заурядная, безопасная жизнь продолжалась. На интербригадах долго не протянешь, это видно даже по произведениям Хема. Бальтасар Гарсон хотел открыть старые раны, сорвав с них повязки. Его резко остановили.А есть такие места на земле, где даже крест не стоит. Где крест, положенный финским коммунистам и красногвардейцам, коих в количестве 20 тысяч душ закопал в братскую могилу фельдмаршал Маннергейм, выигрывая свою гражданскую войну? Нет креста. Зато есть конная статуя самого Маннергейма в центре Хельсинки, есть прекрасная благоустроенная страна, и никто не ропщет.

Вот и у нас стояла бы статуя Деникина. Или Колчака с подзорной трубой. Вместо Мавзолея. Вместо ленинградской блокады. И Ленинский проспект назывался бы Врангелевским. И все шашлычные и чебуречные были бы антисоветскими. А за красные флаги, звезды, серпы и молотки просто сажали бы. Вы против?В случае с Маккарти угроза была менее очевидна, но интеллектуальная разнузданность левой богемы в Голливуде и игры с СССР закончились расползанием ядерного оружия в сторону Москвы, которая его могла передарить Китаю и КНДР, а это реально ставило нас всех на грань третьей (и последней) мировой войны. Разве это не оправдывает усилия сенатора по части травли советских агентов или прекраснодушных идиотов, обожателей Москвы? Это даже тогда была страшная мощь, и нельзя было пускать ее на ветер, под “перезагрузку”, в лапы Хрущева, Брежнева и КГБ.

Этель Розенберг была невиновна, но не Маккарти сажал ее на электрический стул, а ее фанатик-муж.

Маккарти был избран в Сенат простыми американцами. Фермеру из Айовы были непонятны восторги Голливуда насчет “встречи на Эльбе” и “дядюшки Джо” (Сталина). Зато красная угроза в 1962 году стала очень даже очевидна, когда Хрущев с помощью Кубы и Карибского кризиса чуть ее не обналичил. Планеты могло бы уже и не быть. Что значит на фоне этого комфортная “ссылка” Чарли Чаплина в Швейцарии?Шалости Хема с русскими, с Кубой и республиканской Испанией счастья ему не принесли и не спасли от самоубийства. Выжил Джордж Оруэлл, который в Испании понял все, бежал из интербригад и написал “Скотный двор” и “1984”.Вы скажете, конечно, что я исповедую пещерный антикоммунизм. Но не я в этом виновата, а страна, которая все еще сидит в пещере Мавзолея с серпом в зубах и с молотом в руках. Чем дольше мы откладываем решение вопроса, который Франко решил в 30-е годы, а американцы - в начале 50-х, тем смешнее мы будем выглядеть, когда до этого вопроса доберемся. Правда, под советский гимн шагается в каком-то другом направлении. Через этот экзорцизм придется пройти всем. Грузия уничтожает артефакты советского прошлого, страны Балтии это сделали еще в 90-е годы, Молдова идет по грузинским стопам.И я говорю неизвестным мне потомкам, с которыми не встречусь в этой жизни, которые снесут Мавзолей, сдерут красные звезды с башен Кремля, переделают гимн и разгонят коммунистов: “Мы с тобой одной крови - ты и я! Счастливой охоты!”