Чужой среди чужих
2010-11-01

Лет семь назад в РГГУ, откуда еще не успели заставить уйти Юрия Афанасьева, проводилась конференция на очень интересную тему: загадочная судьба и загадочная душа русской интеллигенции, ее роль, перспективы и тыры-пыры. Друг за другом, гуськом выступали Глеб Павловский, Сергей Марков и Виталий Третьяков. Ясное дело: они хоронили интеллигенцию, и даже без почестей, и оскверняли ее могилу. Но интерес был не в их ненависти к бедной прослойке, а в том, что каждый начинал с того, что именно его слушают в Кремле, смотрят ему в рот, он серый кардинал, властитель дум, а вот уважаемого коллегу (Павловского, Маркова, Третьякова) никто не уважает, в Кремле его не ставят ни во что, так что вы ему не верьте. Было занятно наблюдать, как эти ингредиенты птицы-тройки лягались, отталкивая друг друга от кремлевского овса. А теперь у нас целая четверка наметилась, потому что в очередь на серое кардинальство встал Никита Михалков из знатного холопского рода Михалковых, бывший режиссер, бывший актер, бывший

интеллигент.

Его Манифест, эту торжественно-напыщенную благоглупость, как две капли воды похожую на столь же напыщенно-бездарные слова отечественного гимна изделия патриарха славного рода (чистившего сапоги трем режимам подряд и по прибыльности ремесла далеко превзошедшего ильфипетровского Гаврилу, который всего-то навсего то письма разносил, то булку испекал, то бамбук порубал), анализировать нет смысла. Ляпис-Трубецкой себе только

на варенец и пирожное в буфете зарабатывал.

Какое, кстати, мнение о дворянах после михалковских пассов сапогами будет у рабочих, крестьян и разночинцев России? Почему мой скромный дворянский род Новодворских, не писавших лакейские манифесты и холопские гимны, должен за это отвечать? Мы-то служили, но прислуживаться нам было тошно.

Так вот, анализа идеи “гарантийного” государства со “свободной лояльностью” и с “почитанием ранга” не требуется. Это уже было. У Гитлера, у Муссолини, у Сталина, а теперь туда же несет Путина, Уго Чавеса, китайских товарищей (которые недалеко ушли от Мао и Цинь Шихуанди), Лукашенко и т.п. Если я скажу, что Михалков фашист или сталинист, он потащит меня в суд и дело выиграет. Вроде бы его герои с фашистами сражаются и в мечтах Сталина душат. Но та жуткая тоталитарная конструкция, которая у нас снова в строительных лесах, а в душах отпечатана, боюсь, навечно, - это и есть суть фашизма:

корпоративное государство, приоритет геополитики и геоэкономики, “Мы не нация торгашей, а нация героев”, несчастная личность, всунутая в гармонию с государством, приоритет государства, единство, социальная евгеника (“Сила через радость”, фильмы Лени Рифеншталь, наш фильм “Цирк” с песней “Широка страна моя родная”), установка на национальную гордость. А флаги и порядковый номер рейха могут быть любыми. Это раз.

Во-вторых, Михалков совершенно не знает истории, даже Грекова не читал. Не знает он, что Андрей Боголюбский брал штурмом Киев, что его воины рубили иконы, жгли храмы, что он продавал в рабство киевлян, между прочим, русских людей, был предтечей Ивана III и Ивана IV, за что его и убили свои же бояре.

Никита Михалков предлагает нам, как некогда Горбачев, жить в “обновленном Союзе”, где якобы будут соблюдаться права человека. Колонии СССР сказали: “Фигушки!” - и разбежались. Мы тоже даже рассматривать михалковский добровольческий концлагерь, где зэки любят вертухаев, колючую проволоку и овчарок, не станем. Кстати, Никита

Сергеевич уже пытался Путина называть “Ваше превосходительство”. Однако попытка не прошла. “Двадцатка” стерпит, а “семерка” засмеет. Ваше благородие, госпожа Азия… Это она и есть.

Между прочим, и Гитлер, и Сталин, и Брежнев, и Николай II себе шею сломали именно на геоэкономике и геополитике. Одному подавай “жизненное пространство”, другому - то Порт-Артур, то Босфор и Дарданеллы, третьему - Варшавский блок, четвертому - Афган. А Путину - Приднестровье, Крым, Абхазию и Южную Осетию. Надеюсь, он на этом своему

государству тоже шею сломает.

Удручает бездарность текста и бездарность всего, что делает Михалков в последнее время. В “Утомленных солнцем-2” вроде бы есть историческая правда, но как бездарно все это решено, вплоть до чудесных спасений всех персонажей первого фильма, крещения Наденьки в морской пучине, заговоренности Котова от пуль, снарядов и даже авиабомб. Чует мое сердце, что в третьей серии все персонажи опять восславят государство и будет продемонстрирована мощь советского оружия. “Броня крепка, и танки наши быстры…” Я верю в михалковский антисталинизм не больше чем в медведевский. И в антифашизм его верю так же, как в баркашовский, несмотря на россказни про коловрат. После именинного фильма “55” и агитки “12”, где я простилась с Никитой Сергеевичем как с режиссером и актером, я вдруг поняла, что Александр III с его русификацией и чертой оседлости для него не зарисовка, а идеал, что обломовщина, все эти мечты бездельника, которого кормят крепостные и Штольц, - это его образ мыслей. Весь Манифест - это обломовщина. Россия гниет на диване, временно питаясь сырьем.

Теперь Никита Сергеевич, променявший нешуточный талант на лакейский фрак, чужой для всех. Свободные интеллигенты (я не Удальцова и Лимонова имею в виду, а таких, как Егор Гайдар и Юрий Афанасьев) его презирают, а опричники и холопы власти - плохие товарищи, у них нет друзей, у них есть только интересы, им все чужие кроме кошелька. Лужкова его дружки сдали за сутки. Так что Никита Сергеевич теперь навеки чужой среди чужих.

Недавно зашел спор о том, можно ли назвать именем Сергея Михалкова Центральную детскую библиотеку. Детские писатели против: карьера стукача и холуя перевешивает жалкого Дядю Степу. И они правы.

Было время, когда талант Михалкова-сына перевешивал его лакейские наклонности, но “12”, “55”, Манифест переполнили чашу. Да и талант он утратил. Это кара того самого Господа, которого он все время поминает всуе. С Шолоховым было то же самое. Это сдача со сделки с дьяволом. Боюсь, что в истории культуры от Михалкова теперь останется только

репутация лизоблюда и лицедея, да еще войдет в анналы его тоталитарный Союз кинематографистов, из которого выгнали блестящего кинокритика Виктора Матизена.

Кстати, один пункт из Манифеста уже выполнен: прогрессивное налогообложение. Это 1% с дисков и прочих мультимедийных носителей. В пользу могучей михалковской кучки. В историю

Никита Сергеевич войдет под ником “Михалков-1”.