Архив вопросов. Часть 4
2009-01-06

Вопрос

Тим: Пределы религии.

Уважаемая Валерия Ильинична, как вы относитесь к таким идеалам религиозности, как святой Ловат, который распял себя в Венеции в 1805 году, отрезал себе половые органы и выбросил их в окно?

Насколько такое поведение верующих соотносится с ученим Христа и не является ли оно последней истиной христианства. Где по вашему мнению пределы религиозности?

Ответ

Уважаемый Тим, я жития святых знаю меньше вашего, не могу проверить вашу сенсационную информацию, но если святой Лават действительно распял себя в Венеции в 805 году, да еще отрезал все половые органы и выбросил их в окно, то, по-моему, это идеал не религиозности, а идиотизма. И непонятно, кто его причислил к книгу святых, по-моему, он просто самозванец, изувер. Такое поведение верующих не соотносится ни с чем, особенно здравым смыслом не соответствует человеческой природе и человеческим ценностям и нормативам. Христос ничего сверхъестественного от людей не требовал, все его требования лежат в нравственной сфере, но уж никак не в сфере членовредительства и не в области самоубийства, да еще такого, как самораспятие. Я очень боюсь религиозности и очень боюсь фанатизма, и христианство это религия интеллектуалов и интеллигентов, людей преданных идее свободы совести, и уж, конечно, это делается не публично, не прилюдно и не на показ, и не надо искать пределы религиозности, надо как можно меньше это проявлять вовне. Мне кажется, что 21-вому веку с большим трудом соответствуют даже церковные формы религии, в конце концов протестанты всегда довольствовались чтением Библии, и именно потому отменили иконы позолоту, изображения святых, что им это казалось театром марионеток, им это казалось балаганом, кафе-шантаном, и с их точки зрения это была игра, это было не серьезно, и, скорее всего, протестанты правы. Мне все это тоже претит, я еще могу понять, что прекрасная икона, написанная Андреем Рубленом, пробуждает в человеке нравственные чувства, но когда там целый иконостас, по-моему, это уже ничего и ни в ком не пробуждает. Это приманка, новогодняя елка с подарками, чтобы человек пришел в храм, что бы он, дай-то Бог, был человеком, чтобы он исповедовался, чтобы он причастился. А все это для чего? Для того, что бы он не был зверем, для того что бы он не был лжецом, для того что бы он творил добрые дела, для того что бы он жил по совести, человек твердый, человек умный, человек, которому не чужда рефлексия, в конце концов может это сделать и без таких приманок, без кусочков сала в мышеловке. Я к афициозу отношусь очень плохо, и к афициозу религиозному тоже. По-моему, это нужно только очень слабым и примитивным людям.