На радость всем нацболам
2008-10-30

“Проверочка - она всем проверочка”. Это говорил Евгений Леонов, играя актера, которому пришлось тягаться с властью, в любимом диссидентском фильме “О бедном гусаре замолвите слово”. Одна проверочка - это было нападение России на Грузию. В те дни, в частности, Лимонов с лимоновцами проявляли себя настолько мерзко, что в новый проект демократического объединения Каспаров-Рыжков-Немцов + Белых-Касьянов их, кажется, слава Богу, не возьмут. Спешу еще раз обрадовать демократическую общественность, если она читает “Грани” невнимательно.

Помнится, большевики очень любили поражения, кризисы, недороды, катастрофы, мор и голод: случай “уесть” “проклятое царское правительство” и надежда на то, что власть будет валяться на дороге, что ее не успеют сдать в бюро находок и что можно будет наклониться, подобрать, сунуть за пазуху, застегнуть булавкой - и не отдавать никому еще 70 лет. И заодно свести счеты с буржуями, либералами, либеральными журналистами, буржуазными интеллигентами и прочей нечистью.

Именно что-то в этом ключе я прочитала недавно (отцепила с тех же “Граней”) встатьеЭдуарда Лимонова “Да здравствует кризис!” Конечно, нам хотелось бы приложить наших чекистов и посмотреть, как сползут с их лживых уст фальшивые улыбки, с которыми они распространялись на тему: “У нас на Лубянке, в Кремле и на Рублевке нет кризиса; кризис только в Белом Доме, на Уолл-стрит и в Букингемском дворце, а если у нас биржа закрыта до вторника, то это просто в связи с переучетом акций, а также усушкой и утруской рублей”. Не один Эдуард Лимонов мечтает о том, чтобы с перепугу власть побежала на свободные выборы.

Путин, положим, историю не проходил в своей Высшей школе КГБ, а Медведев - на юрфаке ЛГУ. Но Павловский с Сурковым и Третьяковым (в крайнем случае позвонят к Пушкову в “Постскриптум”) все-таки что-то читали. И знают, что однажды, в 1905 году, царская власть очень испугалась, написала Манифест, дала гражданам права и объявила свободные выборы в Думу. После чего в Первую и Вторую Думы пролезло столько левых экстремистов из эсеров, что больше 2-3 месяцев данные парламенты не работали; пришлось их разгонять и менять избирательный закон.

Еще раз власть испугалась в феврале 1917-го - и вовсе отреклась. Следствием этого испуга для власти стали Ипатьевский подвал, красный террор, эмиграция (в лучшем случае). Нам ведь для нашей власти и лучший случай нельзя рекомендовать, потому что на Западе беглецов ждут не лавры и хлеб-соль (кому они нужны без нефти, газа и ядерного оружия?), а Бальтасар Гарсон с ордером на арест. Так что бежать им некуда, и вряд ли они станут пугаться “старой Смоленской дороги”.К тому же с перепугу не ходят на свободные выборы. Вспомните: “Волки от испуга скушали друг друга”. Скажем, силовики - экономический блок правительства. Сторчака чуть не съели. Френкеля едят. Или “Бедный крокодил жабу проглотил”. Проглотил, а не пригласил на свободные выборы. И я, и Лимонов, и Каспаров, и Немцов можем оказаться на месте этой жабы. Сами знаете, в сказочке Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист” спросил этот самый карась щуку, ведает ли она, что есть добродетель, а щука впала в такой шок, что его случайно и проглотила. По привычке.

Судя по тексту, Эдуард Вениаминович искренне радуется кризису на Западе (хотя там отнюдь не путинский режим, и не Буш с Гордоном Брауном посадили лимоновских ребятишек). Он радуется разрушению цивилизации - банков, акций, бирж, финансов, - не понимая, что пропитание для любимых им простых людей и издание его собственных книг в издательстве Ad marginem без этих инструментов цивилизации невозможно.

Кажется, Лимонов играет не с маоизмом, как Сартр, а с полпотовскими вариантами. Здесь, как говорится, ловить нечего. По своим рецептам наш доктор Лимонов ничем не отличается от других “айболитов” (Путина и Медведева). Он прописывает все тот же яд: изоляционизм, автаркию, ненависть к Штатам. Такими же были большевики (не “национал). Лимонов все больше и больше напоминает Троцкого. Узнаю брата Васю.