Валерия Новодворская — Особое мнение — Эхо Москвы, 15.04.2008
2008-04-15
Валерия Новодворская — Особое мнение — Эхо Москвы, 15.04.2008
С. БУНТМАН – Добрый вечер. У нас в гостях Валерия Ильинична Новодворская. Здравствуйте.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Добрый вечер.
С. БУНТМАН —  Я вас поздравляю с успешным съездом. Инна Землер рассказывала, что сегодня действительно поздравляли друг друга делегаты съезда «Единой  России». Что они думали, да, согласился. Выбрали.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Ну да. То еще зрелище. Со стыда сгореть можно. Политологи усложняют это явление. Боюсь, что небескорыстно, и непрофессионально. А давайте мы упростим, и сразу все станет понятно. Даже вопрос о том, почему Путин не вступит в «Единую  Россию». Что такое «Единая Россия», если в двух словах. Это не партия и никогда она партией не была. Даже не была такой партией как КПСС. Имеющая определенную историю, страшную историю…
С. БУНТМАН —   Но имеющая партийную историю.
В. НОВОДВОРСКАЯ — С идеологией.  Не дай бог кому иметь такую историю.
С. БУНТМАН —   Это не дай бог нам.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Но это была партия. Личная власть в этой партии была весьма проблематична. Партия была завязана на идеологии. Ее блюли такие монстры как Суслов. Не разгуляешься. И поэтому чудо, что Горбачев смог пройти сквозь это сито. А «Единая Россия» это вовсе не партия. Здесь нам надо обратиться к Солженицыну. Он называл тех лагерников, которые хотели быть ближе к хлеборезке и устраивались на разные должности, кто бухгалтера, кто хлебореза, кто художника, кто в каптерку. Он называл их придурками. Не потому что они были глупые, наоборот, они были самые умные. «Единая Россия» это, как говорит Солженицын – придурня. Это профсоюз придурков. Я не могу даже сказать, что они холопы, потому что не только они холопы. У нас, судя по всему, процентов 75 в стране холопов. Но это привилегированные холопы, которые не просто сидят в зоне, а которые хотят быть ближе к хлеборезке. Естественно, они ничего сами не решают. Они стоят навытяжку. Что хозяин зоны прикажет, хозяин зоны по определению у нас Путин, и, разумеется, Путин не будет вступать в профсоюз придурков. Потому что это ему невместно. Это все равно как если бы хозяин зоны, начальник лагеря взял бы и в число придурков записался. Он знает, за кого их держать, и так с ними и обращается. Что же касается Медведева, то мне американец рассказал вчера очаровательный на эту тему анекдот. 2028 год. Путин звонит Медведеву, говорит: слушай, я запутался совсем, следующий  срок твой или мой? Это чекистская корпорация, которую обслуживает профсоюз придурков под названием «Единая Россия». Захватила власть, добычу и все остальное. Крепостное право введено явочным порядком как всегда по требованию трудящихся. И у Медведева немножко другая роль в этой феодальной структуре. Если будет вести себя хорошо, ему дадут, я думаю, досидеть этот 4-х летний срок.
С. БУНТМАН —   А что он будет делать во время этого 4-летнего срока?
В. НОВОДВОРСКАЯ — Он будет делать то, что обещал в своем первом сенсационном интервью Financial Times. То есть он будет слушаться. Только не папу и маму, а чекистскую корпорацию в лице Путина. В стране чекистская диктатура. Путин ее формальный  глава. Медведев, скажем так, то ли постельничий, то ли окольничий, он играет роль в данном случае президента. Это никого не обманывает, кроме тех, кто хочет обмануться. И знаете, мне кажется самым плачевным в нашем положении то, что многие западные СМИ и даже простите, Совет НАТО и очень многие журналисты, к коим мы с вами не принадлежим и даже некоторые оппозиционеры остались судорожно ждать от Медведева какой-то оттепели. Мы эту оттепель уже видели, только забыли, как выглядит эта оттепель. Эта оттепель была в Китае в 1989 году. Свободные экономические зоны, некоторая экономическая показуха, сейчас уже доказано, что показуха. Когда они начали практически по всем провинциям отбирать у крестьян землю просто без всякой компенсации, и начались крестьянские восстания. Сейчас один из адвокатов, защищавший крестьян,  получил 10 лет.
С. БУНТМАН —   В Китае?
В. НОВОДВОРСКАЯ — Да. И заодно он естественно против Олимпиады протестовал. Они ему специально статью для этого ввели: дискредитация китайского государства в глазах иностранцев. В Англии это было в 18 веке. Огораживание…
С. БУНТМАН —   Раньше.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Кончилось в 18 веке. Но заметьте, что крестьян сгоняли с земли, которая им не принадлежала, эта земля действительно принадлежала лендлордам, но был общественный выгон, крестьяне им пользовались, и получилось, что когда стали заводить овец, крестьянам негде было вести сельское хозяйство.
С. БУНТМАН – Продолжим после короткой паузы.
РЕКЛАМА
С. БУНТМАН —   Валерия Ильинична, вы говорили к тому, что знаем мы эту оттепель.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Я говорила к тому, что сейчас уже практически доказано, что эти экономические реформы якобы рыночные Китая с тем, что крестьян лишают их земли, а не лендлордовской, как в Англии, показано вполне, что они мнимые. Эти реформы и эта оттепель это все Тяньаньмэнь. Жесточайшая политическая диктатура. И до сих пор никто не мог вздохнуть. Держат вот так за горло. Даже цигун — безобидная совершенно гимнастика дыхательная по системе йогов, и то за это могут дать 10 лет. Так вот, оттепель такого рода исключает абсолютно какие бы то ни было политические послабления. И мы уже замечаем, вот пришел богоданный Медведев. Весь такой либеральный. И весь такой юрист. И что мы имеем для начала из облегчения политических домогательств и политических стеснений, политического репрессивного фактора. Мы имеем то, что они добрались до московских правозащитников, что долго не смели делать. Уголовное дело против Льва Пономарева по статье «клевета». А ведь у Льва Пономарева непробиваемая защита. Помните его на три дня после «Марша несогласных» посадили. Так уже успели дать статус политзаключенных. А статус узника совести дадут еще скорее. Здесь уже  и Freedom House вокруг стоит. И Amnesty International, это вообще скандал. И за что? Он, видите ли, обидел господина Калинина. Глава нашего УФСИН, в общем-то, ГУЛАГа другими словами. Оказывается, там имеется палачество. Оказывается, это не Disneyland, а Юрий Калинин видимо, думает, что он возглавляет Disneyland. Так вот Лев Пономарев постарался его вывести из этого заблуждения, и в результате мы имеем уголовное дело. Только что в освобождении по УДО было отказано Борису Стомахину, единственному пока нашему интернет-журналисту, который за яростную защиту от президента России Конституции и конституционного строя получил 5 лет. Согласитесь, недавно одного мальчика до смерти забили, и забившего его милиционера судили, и он получил 3 года условно. А здесь 5 лет. Так вот лагерная администрация ходатайствовала о том, чтобы он получил это досрочное освобождение. Он инвалид. Он на костылях, у него поврежден позвоночник. Но соответственно суд не согласился. И постоянные предупреждения, которые делаются относительно Интернета. История с Саввой Терентьевым. Что прикрутим, закрутим. Будем регулировать, регламентировать. То есть такая оттепель, мы видели уже такую оттепель в Китае. Это даже не хрущевская оттепель. То есть это будет  дальнейшее закручивание гаек.
С. БУНТМАН —   Давайте подождем 7 мая. Он не вступил в должность Медведев. Пока президент Путин. А президент Путин будет после 7 мая, 8-го как собираются, утвержден главой правительства. А для этого он страхуется и возглавляет «Единую  Россию», чтобы все не сбежали к Медведеву.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Я не думаю, что… они все ученые, что кто-нибудь обманывается насчет истинной роли Медведева. Я думаю, что Медведева тоже хорошо  держит абсолютное конституционное большинство в так называемом парламенте. Хотя парламентом это назвать нельзя. И чуть что, импичмент. Вот даже по формальным признакам, не прибегая ни к полонию, ни к таллию, можно будет очень быстро и легко, если Медведев выйдет за рамки, он сам соглашался на эту роль, его никто не принуждал, можно будет от него отделаться. Так что ожидание оттепели, калоши можете не надевать. Сани готовьте.  И валенки.
С. БУНТМАН —  А все-таки, Валерия Ильинична, зачем Путину потребовалось соглашаться, просто так не делается, не спросивши Путина никто бы и не предлагал возглавить «Единую  Россию». Зачем ему «Единая Россия»? Зачем ему это председательство? Ему мало всего остального?
В. НОВОДВОРСКАЯ — Дело в том, что чекисты люди очень ригидные. Неформальной власти им недостаточно. Они любят все формализовать. И «Единую  Россию» держать надо в кулаке. И сгрести себе все полномочия. Премьер это ведь не бог весть что. Конституция президентская. Конституцию мы когда-то принимали под Ельцина, понимая, что это очень опасно. Что Ельцин не вечен. Но у нас не было другого выхода кроме Ельцина. И как видите, Ельцина не стало, не стало и реформ. Естественно, Путину хочется иметь этот ресурс у себя в руке, чтобы им манипулировать. Ведь он и министерства переводит, старается перевести силовые под свое управление, пульт придвинуть и кнопки все перераспределить. Они никому не верят. Даже, несмотря на все объятия с Медведевым и на всю длительную дружбу, в этой среде нет человеческих отношений. В этой среде загрызают слабого тут же. Там нет человеческого отношения.
С. БУНТМАН —   Валерия Ильинична, зачем было городить этот довольно сложный замысловатый огород. Почему нельзя было и это было нормально воспринято, наверное, если бы Путин остался президентом каким-то ходом.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Это не для нас с вами. Ради нас с вами они бы не расщедрились на такие дорогостоящие тусовки «Единой  России» и еще фуршеты оплачивать. Да еще и «Справедливая Россия» кусочек унесла. Кстати, вы оценили эту совершенно прелестную деталь нашего пейзажа. Когда «Справедливая Россия» просится в коалицию с «Единой Россией». Заранее, еще премьера формально нет. Еще правительства формально нет нового. Они просятся в коалицию, чтобы поддерживать это будущее правительство.
С. БУНТМАН — Чтобы оно стало коалиционным?
В. НОВОДВОРСКАЯ — Не чтобы оно стало коалиционным, а они хотят его поддерживать, они даже ничего не просят. То есть, есть градации и внутри придурков. Есть те, которые ближе к хлеборезке. Есть те, которые дальше. Но очень хотят быть к ней поближе. Все это было затеяно ради Запада. И Запад конечно очень виновен в том, что соглашается удовлетвориться формальными признаками. Если Путин остается сидеть, значит это Туркменбаши, это второй Лукашенко и уже нет никаких возможностей поддерживать с ним прежние отношения. Просто не позволит просвещенный электорат, журналисты, политики, там ведь нет никакой вертикали, там очень прихотливый узор и того, кто это себе позволит, президента, премьера заживо съедят. Поэтому они и трещат постоянно, бьют в барабаны, Россия идет к двухпартийной системе.  В России будет партийное правительство, зубы заговаривают. Я правда не знаю, каким образом западные лидеры, если они имеют каких-то советников, если они что-то понимают в своем ремесле, то есть политике, могут обмануться.
С. БУНТМАН – А если предположим, что понимают, тогда зачем? Предположим, что они профессионалы.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Если они профессионалы, это сознательная подлость в обмен на нефть и газ. Соблюдите приличия  и мы не будем вас наказывать. И не будем вам пенять на то, что у вас нет демократии. Только соблюдите приличия. Пусть президентом будет кто-то другой, формально, они и требовали формальных признаков.
С. БУНТМАН – Соблюли. Александр нам пишет: а Медведев разве не может распустить  так называемый «парламент»? Кто ему может помешать?
В. НОВОДВОРСКАЯ — Много кто может помешать. Сам этот парламент помешает, который прекрасно понимает, что реальная власть в руках у «Газпрома» и у силовиков. У нас же еще корпоративное государство.  Перечитайте еще раз роман Уэллса «Когда спящий проснется». Там одной корпорации крупной финансовой принадлежал весь Лондон, вся Англия и случайно этот заснувший художник оказался на свою беду владельцем всей Англии. Он попытался все это разрушить, и чем, как вы помните, это кончается. Это кончается его гибелью. Все останется по-прежнему. Это как корпорация «Газпром» и ключики от этой корпорации, ниточки, все уже перенесено на ближайшее окружение Путина. У Медведева этих ниточек не будет. Поэтому попробуй, распусти. И, кстати, по каким формальным признакам? Потребовать от думы, чтобы она освободила политзаключенных. Медведев не производит впечатления революционера.
С. БУНТМАН – Не производит.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Абсолютно.
С. БУНТМАН – Валерия Новодворская. Мы продолжим через 5 минут.
НОВОСТИ
С. БУНТМАН – Мы продолжаем. Вадим из Далласа пишет: так может, Путину надо было избрать президентом Грызлова, и проблем было бы меньше?
В. НОВОДВОРСКАЯ — Грызлов не годится для обмана западного общественного мнения. Не годится никак. У него были сталинские высказывания. У него нет юридического образования. А его МВДшное прошлое никого не успокоит. И простите, он, не владеет этим сленгом международным и выдаст себя за 5 минут. А Медведева все-таки чему-то учили. И говорит он неплохо, сладко говорит. То есть силены никакой из Грызлова не выйдет. Поэтому Грызлова я думаю, никто не рассматривал  даже в качестве кандидатуры.
С. БУНТМАН – Медведев хорош по контрасту  с Путиным, который не очень владел международным сленгом и очень часто его затруднялись перевести даже.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Да, не всегда удобно переводить такие скабрезности, которые он говорил. Путин позволял себе все. Медведев выбран для того, чтобы продемонстрировать: наступили новые времена. Чтобы поверили хотя бы на 6 месяцев. И уже кстати имеют с этого навар. Первый навар это то, что Украина и Грузия ради того, чтобы либерала Медведева не обижать, не получили пока приглашение к этой программе по вступлению в НАТО. Вот первый навар уже есть.
С. БУНТМАН – Еще вопрос, Алмас из Казани: где выход? Митёк говорит: Валерия, что все плохо мы знаем и так. А делать-то что? И много таких…
В. НОВОДВОРСКАЯ — Делать что. Делать то же, что и всегда. Говорить правду, не быть подданным ни этого государства, ни этого режима. При первой же возможности заниматься просветительской деятельностью. То есть открывать людям глаза, даже если они хотят остаться слепыми. И попытаться создавать достойные организации, где не будет такого, простите, мусора, очень вредного, как лимоновцы и АКМовцы. Потому что то, что у нас существует сейчас «Другая Россия», ОГФ, ни на что непригодны после того, как они внутри запустили… «паразиты – никогда», помните. Но если  у вас совсем нет никакого выхода, вступайте в «Демократический союз». Хорошая программа вам обеспечена и будем ждать возможности устроить кампанию гражданского неповиновения. Сегодня с нашими силами мы не в состоянии спровоцировать новые честные парламентские выборы, перевыборы президента. Для этого нужно, чтобы остановилось метро, встали поезда, и главное – остановилась перекачка нефти и газа. Для этого страна должна сделать западный выбор и добровольно принять европейские ценности. Пока этого не случится, мы ничего не сможем поменять.
С. БУНТМАН – Валерия Ильинична, — пишет Кирилл из Москвы, — а если Медведев совершит финт ушами и не предложит Путина премьером. Предложит кого-то другого. Думаете ГД проголосует против? Лишить себя места рядом с хлеборезкой, а если учесть раздрай среди силовиков…
В. НОВОДВОРСКАЯ — Мне Медведев не кажется человеком…, были такие у нас в армии, такая репутация у Ивашова, такая репутация была у генерала Рохлина. Говорили и даже многие связывают его безвременную смерть с тем, что он готовился поднять просто-напросто военный мятеж. И не Макашов Медведев. То есть на гражданскую войну даже на уровне силовиков он не пойдет. Одно дело, когда арестовывают Бульбова или Сторчака, когда они используют пенитенциарную систему для решения своих вопросов. Но такого рода бунт, мне Медведев не представляется таким человеком. Для этого нужна ельцинская мощь, сила. Не думайте, что  провидение вам сделает еще один такой же подарок в ближайшие 30 лет.
С. БУНТМАН – Между прочим, уже при Ельцине началось абсолютно разъедание политических фигур и политических сил. Демократического толка.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Деградация.
С. БУНТМАН – И когда пришли, я не говорю о конструкции, где нужно было выбрать фигуру, и получился Путин,  а я говорю, что мы пришли совершенно к возможным или невозможным демократическим выборам почти совершеннейшим безрыбьем.
В. НОВОДВОРСКАЯ — Мы пришли к этому естественно. У Ельцина были силы ломать. И то не слишком много. Не хватило мужества похоронить Ленина, снять красные звезды с Кремля. Но кроме мужества нужно еще умение. Нужно дышать этими европейскими ценностями, нужно знать, что делать. И нужен народ, который не случайно попал в эту ситуацию, а который сделал сознательно западный выбор. А при народе, который ненавидит западные ценности и ищет эту соску социалки,  мечтает о реставрации и оплакивает Советский Союз, ну, всего этого нам хватило от силы на 9 лет. И потом мы плюхнулись, не сумев оторваться, в наши прежние болота.
С. БУНТМАН – А может это естественное состояние нашей страны?
В. НОВОДВОРСКАЯ — Не исключено. Но когда-то наша страна была во времена Киевской Руси в другом состоянии. И в нашей истории есть Новгород и Псков. Которые по своим гражданским свободам и экономическому развитию превосходили города Ганзейского права. И Киевская Русь она была конфедерацией. Правда, это было очень давно. Но скандинавская традиция она в нас еще теплится. Иначе бы не было Межрегиональной  группы, не было бы Юрия Афанасьева, не было бы августа 1991-го. И посмотрите на Константина Борового, на Немцова, на Владимира Рыжкова. Миноритарная скандинавская традиция у нас есть. Я не говорю, что мы сможем сделать ее мажоритарной, но у тех, кто задавал нам эти вопросы, и у Митька, и у Алмаса из Казани нет лично другого выхода. Здесь уже вопрос о твоей единственной жизни, которую надо прожить честно или бесчестно. Этот личный выбор мы делаем. Положим, страна никогда не будет свободной, но значит ли это, что надо бежать и записываться в разряд холопов. Ведь что у нас еще произошло на этом театре «едино-российских»  действий. Обозначилось четко, что в стране есть опричнина, которой все дозволено, и земщина, к  которой относимся мы все и на нас наплевать.
С. БУНТМАН – Валерия Новодворская. «Особое мнение». Спасибо.