Архив вопросов. Часть 2
2007-11-01

Вопрос

Илья, Берлин: Приватизация.

Уважаемая Валерия Ильинична!

Вы часто высоко отзываетесь о роли Гайдара и Чубайса в либерализации экономики, что, по Вашему мнению, могло явиться гарантией от тоталитарного реваншизма.

Не кажется ли Вам, что приватизация в России, судя по ее итогам, была проведена в интересах крупной партийной номенклатуры ( У них вся собственность в руках и оказалась)?. Кстати, итоги приватизации скомпрометировали в глазах множества людей западные ценности. Не разумней ли было на рубеже 90-х сначала заложить правовую основу нового государства, а уже потом решать, какая экономическая модель больше подходит ( с большим “социальным” сектором или с меньшим) ? Спасибо.

Ответ

Дорогой Илья! Я не знаю, где вы были в 91-м году, но я рекомендую Вам прочитать книгу Гайдара «Государство и эволюция». Если народ не поднялся, если народ сам не сверг партийную номенклатуру, если народ ждал, пока Горбачев его освободит, народ не может явится опорой для реформаторов, тем более что он не выдает мандат на проведение реформ, как это было в Польше, как это было в Чехии. Для того, чтобы ликвидировать социализм и государственную собственность, пришлось раздавать ее бог знает кому, в руки тех, кто хотел получить свою долю, иначе бы никакие реформы не состоялись вообще. Народ виноват сам. Если бы он ненавидел тоталитаризм, если бы у нас была какая-нибудь бархатная революция, как в Чехии, если бы у нас была такая «Солидарность», как в Польше, то была бы чековая приватизация, до нее ваучерная приватизация нормальная и можно было бы организованно идти на Запад. Западные ценности нужно было возжелать до 91-го года. В 91-м году у несчастного Гайдара было только восемь месяцев, и собственность надо было раздать кому угодно, лишь бы она перестала быть государственной, а правовую основу нового государства закладывать было нельзя, потому что реформаторы действовали из-под палки, зависели от того, что захочет Ельцин. Ельцин знал очень мало о том, как устроена жизнь на Западе. Народ не хотел испытывать вообще никакие тяготы реформ и чем-то платить за переход на капиталистические рельсы, поэтому то, что мы получили конституцию, и то, что получили какой-то, пусть криминальный, пусть олигархический, капитализм, и то, что страна не умерла с голода, и то, что был расформирован Советский Союз - это уже чудо. Уверяю Вас, таких чудес придется ждать теперь очень долго, потому что модернизация провалилась и провалилась не по вине реформаторов, а по вине народа.