Архив вопросов. Часть 2
2007-11-01

Вопрос

Николай Владимирович, Москва: Свобода.

Валерия Ильинична.

Я - гражданин России, среднего достатка, семья, дети, работа. Хочу - работаю, хочу - нет. Могу поехать в любую точку страны, на отдых за границу. Говорю обо всём, о чём хочу и не боюсь быть арестованным за вольномыслие или инакомыслие. Мой достаток зависит от меня и позволяет мне жить так, как мне это пожелается. Я чувствую себя свободным человеком в своей стране. Но когда вы говорите о том, что истинная свобода не здесь, а там, в США, в Европе, где угодно, только не у нас, я хочу понять - о чём вы говорите? О какой свободе? И какая она по Вашему мнению, эта абстрактная свобода, может быть?

Ответ

Уважаемый Николай Владимирович, мне не очень понятно, в какой стране Вы живете. И почему Вам так нравится это положение вещей. Вы чувствуете себя свободным человеком. Прекрасно. Вы что же, со всем согласны? Вам понравился геноцид в Чечне, Вам понравилось, как расправились с детьми в бесланской школе, вам нравится то, что Вы, москвич не имеете права выбирать мэра, потому что наш мэр одновременно и губернатор? Вам нравятся все глупости, которые говорит Путин от Вашего имени, Вам нравится, что от Вашего имени истязают в тюрьме Алексаняна и других политзаключенных? И вот, если Вам всё это нравится, вы вообще не человек. А если Вам это не нравится, то как Вы можете чувствовать себя свободным человеком, если не можете этому воспрепятствовать. Если вас могут арестовать за участие в санкционированном пикете, как это было с организацией «Оборона». Если у вас нет никакой гарантии, что завтра вас не арестуют по ложному обвинению, а если арестуют, то вы не докажете свою невиновность, если это будет неудобно правительству, как не доказал свою невиновность Ходорковский, как не может доказать свою невиновность Светлана Бахмина.

Это не абстрактная свобода, это обеспеченная свобода. Вот там, на Западе обеспеченная свобода. И, кстати, где это Вы можете говорить обо всем, о чем хотите? И что Вы хотите сказать. Если Вы хотите сказать то, что говорит наша либеральная оппозиция, Вы ни на телевидении, уже фактически ни на одном канале, ни по радио, за исключением «Эха Москвы», это сказать не можете. А будете Вы арестованы или нет, это как повезет. Журналист Борис Стомахин говорил, что хотел в Интернете и получил пять лет. Так что, Николай Владимирович, или Вы реакционер, и поэтому чувствуете себя свободным человеком в несвободной стране, потому что Ваша несвобода соответствует несвободе этой страны, или Вы в какой-то другой стране живете в башне из слоновой кости, или в каком-то специальном скиту. Так что я Вас не понимаю.