Ничего не имею против полония. Нальют в блюдечко – согласна выпить добровольно
2007-06-02
DailyUA - Сила информации :: Ничего не имею против полония. Нальют в блюдечко – согласна выпить добровольно
За радикализм и страсть говорить «в лоб» Валерию Новодворскую в России многие откровенно боятся. А некоторые даже пытаются поставить ей «диагноз». Тем не менее, осталось впечатление, что в интервью DailyUA Валерия Ильинична превзошла саму себя.
- Как-то ваш президент Владимир Путин заявил, что Россия никому не позволит определять ее место в мире. А каково оно сейчас, это место?
- Трудно сказать, какое может быть место в мире у России. При том, что Россия не разделяет и не исповедует европейские ценности. Дело в том, что мир терпит даже Китай. А какое место Китая в мире? Будущая сверхдержава, растущая экономика, инвестиций навалом…
Ну, а у России статус бывшей сверхдержавы. И такого себе склада нефти, газа… Статус, я думаю, динозавра. Который опасен, потому что у него есть ракеты с ядерными боеголовками. Каждый старается извлечь из него выгоду и опасается одновременно. По крайней мере, статус порядочного, демократического государства России не светит.
- А почему, кстати, у России не получается развивать экономику хотя бы так, как это делает Китай?
- Леность. Китайцы очень прилежные труженики - как муравьи. У них психология муравейника. Каждый на своем маленьком поле старается выживать – крупинка к крупинке, зернышко к зернышку. У России всегда была иная подоплека и иная манера поведения. Или авралы, или полное безделье. 70 лет советской власти полностью отучили Россию работать.
- То есть, ментальная причина?
- Да, ментальная, историческая. Часть людей очень хорошо работает и очень хорошо зарабатывает. Но есть целые категории, которые полностью отвыкли от работы. Поскольку 70 лет люди толкли воду в ступе, у них полностью пропал вкус к труду. Россию отучили от работы и от земли. Почему нет крестьянства в России? Потому что крестьянство изничтожили в 30-е годы.
- Недавно украинский парламент одобрил закон, в котором голодомор 1932-1933 годов признается геноцидом украинского народа. Если, допустим, завтра Украина выставит требования к России как к правопреемнице Советского Союза, заплатить репарации за геноцид, что, по-вашему, должна делать российская власть?
- Российская власть давно должна была бы сама предложить. И Украине, и Эстонии, и Латвии, и Литве, и Польше, и Чехии, и Венгрии. В первом приближении надо сделать цену на газ и нефть символическую. И таким образом выплатить репарации.
Но российская власть не предложит и, сколько б вы не просили, ничего вам не даст. Так что не рассчитывайте. Здесь долгов не платят и не платили никогда. Сначала большевики заявили, что они за Российскую империю не отвечают. Потом они набрали концессий, потом – кинули концессионеров. Сегодня наши власти на глазах у всех «Shell» кинули на Сахалине – когда те уже деньги вложили. Российская власть – это мошенники и наперсточники. С ними садиться играть нельзя – у них все тузы в рукаве.
В Украине в 1932-33 годах действительно был геноцид. А, кроме этого, было еще уничтожение Западной Украины после 1945 года, а что с «Просвитой» было! А русификация Украины?!
Украина много на что имеет право. Но вы ничего не получите. Вот Литва выставила претензии. Посмотрите, сколько ей достанется. Угольками на том свете Россия отдает свои долги.
- Ссора между Путиным и Лукашенко заставила затрястись всю Европу. Как вы думаете, это временная неурядица или окончательный развод?
- Это окончательный психологический развод. Лукашенко не лег под Путина. А Путин, хотя мог бы покончить с Лукашенко, не решился это сделать. Потому что больше всего на свете он боится «оранжевой» революции. У него на это фобия настоящая. Водобоязнь, как у бешеной собаки. Хотя Милинкевич в Беларуси был бы для него полезнее, чем Лукашенко. Нет никаких оснований – ни юридических, ни политических, бояться прихода в Беларуси демократов к власти. Тем не менее, они боятся. И вот ради этого они не будут добивать Лукашенко. Хотя надо было бы добить. Тем более, что Лукашенко для Путина опасен. Лукашенко все время пытается и Россией порулить. У него давняя мечта была – возглавить союз России и Беларуси. Но поскольку Путин это понимает, он никогда не допустит такого союза.
А других форм общения не воспримет Лукашенко. Потому что реальную власть он совершенно не хочет выпускать из рук. Поэтому Лукашенко будет из себя корчить защитника национальной независимости, пострадавшего от российского империализма. А Путин будет разыгрывать роль пострадавшего от лукашенковского тоталитаризма.
- Долго ли бацька протянет на голодном пайке?
- Если народ ему это позволит, протянет. Запад не очень его теснит – хотя неформально ограничили. Но Лукашенко настолько примитивен, что то, что он не выездной – не въездной – он терпит. Он не нуждается в хорошем обществе, в этом у него просто нет потребности.
- Валерия Ильинична, давно удивляюсь вашей смелости. Недавно брал интервью у одного бывшего разведчика, в конце 70-х бежавшего на Запад. Даже он признался – в последнее время, несмотря на всю конспирацию и защиту спецслужб страны пребывания, жить стало страшновато. А как вы там, в Москве, без конспирации?
- Я просто старый тертый диссидент, мне бояться нечего. Просто такое убийство (Александра Литвиненко – авт.) – это вполне гуманный способ разобраться с диссидентом. Потому что я еще и не такие видела приемы. По сравнению с тем, что они раньше применяли, это – милосердие. Так что я ничего не имею против полония. Нальют в блюдечко – согласна даже выпить добровольно.
- Ну что вы…
- А так. Если будут убирать – лучше таким способом, чем через арест. У нас на выбор – или арест, или подъезд – как у Ани Политковской. Так вот, подъезд гуманнее.
- Что ж, хотелось бы пожелать вам, чтобы ни то, ни другое. А также - чтобы демократические силы в России все-таки дали о себе знать как нечто, имеющее полное право на жизнь.
- Да, хорошо бы. А то наши демократические силы шатаются между Сциллой и Харибдой. Или к анпиловцам-лимоновцам прилипают – как Гарри Каспаров или Владимир Рыжков, или, как «Яблоко» и СПС – по первому зову в Кремль бегут.
- В ближайших президентских выборах вы участвовать намерены?
- Знаете, это была бы шикарная идея – чтобы в президентских выборах участвовал единый кандидат от демократических сил, которого определит «праймериз». То есть тот, кто имеет наибольший рейтинг среди демократов. Понятное дело, что здесь нельзя выступать в качестве штрейкбрехера. И ясно, что самый резкий из демократов не будет победителем «праймериз». То есть, мне не светит эта роль. Дай Бог, чтобы она досталась Борису Немцову. Для России это был бы большой подарок.
Конечно, кандидат от демократических сил выборов не выиграет. Но если он наберет хотя бы 15-20 % голосов – а это реально – это притормозит власть. Она так орудовать не будет. Это ей подрежет немножко когти. Она будет знать, что у народа есть какие-то демократические чаянья. Вот о чем мы мечтаем.