У нашего президента нет недостатка в ординарцах и денщиках. Напротив, он рискует получить серьезное увечье, когда, с рычанием отталкивая друг друга, министры, преемники, депутаты пытаются снять с него один-единственный сапог. Ведь может получиться, что и ногу оторвут.
Есть у В.В. Путина, как у всякого уважающего себя автократа, и опричники. Идет массовая запись в эту самую опричнину. Вступи в “Единую Россию” - вот ты уже и опричник. В конце концов туда приклеились практически все губернаторы, включая ренегатов от “боярского корпуса” вольных ельцинских времен, рыночников и западников, малодушно пошедших под ярмо. Это я имею ввиду самарского Константина Титова, красноярского Александра Хлопонина и новгородского Михаила Прусака. Пошли они туда со слезами и оговорками, что, мол, иначе край родной пострадает. А надо было просто подождать, пока ушлют в отставку. Или уйти сразу, самому. А то весь край сразу оказывается на положении подпольщиков, а губернатор - в роли резидента.
Только вот кому передавать донесения? Лондону? Вашингтону? А с каким текстом? “SOS! Мы трусы и приспособленцы, боимся падишаха, вот и записались в янычары. Откройте скорей второй фронт, а заодно и первый, потому что мы сами себя защитить даже не пытаемся, и спасите нас от нас самих и собственного народа”. Не дождетесь, господа. У шкурников нет союзников. Никто нас спасать не придет.
Так что опричнина уже трещит, слишком много артистов, писателей, спортсменов и политиков туда поналезло. И наши опричники ничем не хуже иоанновских. Чем г-н Патрушев хуже Малюты Скуратова? Чем господин Сурков хуже Григория Грязного? Красивенький такой. Чем гг. Иванов и Медведев хуже обоих Басмановых? Так что есть кому крикнуть: “Ко мне, мои тиуны, опричники мои! Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!“И впрямь, включи “ящик” и с любого канала польются такие трели! Тиуны - это, кстати, ключники. Старосты. Можно принять за основу, что глава президентской администрации - это такой всероссийский староста, Калинин номер два. Ведь г-н Сурков постоянно потчует ходоков от “Молодой гвардии” и других опричных структур каким-нибудь чаем. И там у него проходной двор: писатели, поэты, джазмены, словом, кандидаты в опричнину. Можно в “Справедливую Россию” вписаться, можно в ЛДПР. Все равно в опричники попадешь. Только полки разные: Преображенский, Семеновский и т.д.Но есть и белая кость для чистой работы. Правда, работа все равно грязная, у нашего царя-батюшки другой нет, но здесь можно ее делать в белых перчатках, по мере сил притворяясь объективным наблюдателем, независимым политиком, неподкупным сторонником. Такой сапоги чистить не станет. Он при золотых погонах, в эполетах. Он телефонограмму запишет и посетителей впустит. Не лакей, но адъютант. То есть лакей с образованием и из хорошей семьи.
Сейчас у нас как раз наметилось два кандидата в адъютанты. Первый - это наш старинный друг Леонид Радзиховский. Прекрасную статью представил на конкурс. Называется “О том, чего нет”. И все там прекрасно: и душа, и одежда, и мысли. Автор правых убеждений придерживается, что похвально; и националистов честит, и кадетов за союз с левыми в прошлом, 1917 года, феврале осуждает; и за популизм пеняет “Яблоку” и даже СПС, и союз “Другой России” с лимоновцами не одобряет. Бери его, автора, ставь на пьедестал и возлагай к нему цветы.
Вот только, если приглядеться поближе, заметишь, что г-н Радзиховский, который смотрит таким бледным ангелом, не советует вообще ходить на выборы либералам правого толка: не за кого голосовать, СПС себя не оправдал.
Пусть не будет никакой альтернативы Путину и Ко, ибо мир лежит во зле и “все козлы”. Такой вывод читатель сделает из статьи журналиста. Нет правого, либерального вектора (а он просчитывается только на выборах) - значит, Кремль может склоняться влево, топтать западные ценности и конституционные свободы, а Запад сочтет, что у нас демократия никому не нужна и можно и дальше поддерживать Путина.
Но, может быть, Радзиховский этого всего не понимает по своей белизне и пушистости? Может, он простодушный идеалист и компромиссность избирательной кампании СПС его ранила в самое сердце? Черта с два. Все он понимает и советует либералам избавиться от “мятежно-обиженных подростковых комплексов в отношении власти”. Оказывается, наша либеральная задача - это “научить общество психологии компромисса”. Но только с властью, а не с политической шпаной (националистами и популистами).Пушистый Радзиховский не замечает, что у власти та же политическая шпана с нацистским уклоном (после истории с грузинами хоть сразу свастику рисуй на кремлевской стене) и комиссарскими идеалами (“ЮКОС”, узники совести, шпиономания, геноцид чеченского народа).Компромиссов не должно быть ни с кем. Я уже вижу на плечах у Радзиховского погоны. Он может заказывать мундир. Он будет “допущен и причислен”. Вот только руки ему приличные люди не подадут. Скорее протянут ноги. Не падайте духом, поручик Радзиховский! За ваше изящное предательство дадут хорошую цену. Говорю это спокойно, без истерики, как того хочет бывший либерал.И у господина Барщевского тоже шансы есть, и немалые. Он создал целую партию адъютантов. Целый полк. И все стоят во фрунт, как подсолнухи на избирательном поле. Кто же и для чего насадил там эту масличную культуру? Вроде бы все опять красиво: белые одежды, антикоммунизм, правые классики насчет рынка и парламента. И стыдно им, нашим светочам разума: стыдно за ГАИ, за нищих ученых, за безобразящих в Куршевеле олигархов, за клоунов на телеэкране.А за такого президента им не стыдно. За геноцид в Чечне не стыдно. За поддержку Кремлем ХАМАСа не стыдно. За этнические чистки на рынках не стыдно. За то, что есть узники совести, не стыдно.И вот оно, сокровенное, чекистское, советское, левое (у партии, претендующей на все правое поле): “неподготовленная, непродуманная либерализация политической и экономической жизни”. Вот типичное отношение “совка” к перестройке и гайдаровским реформам. “Общество потеряло нравственные и исторические ориентиры”, “за годы советской власти и перестройки(!) был разрушен не только научный, промышленный и культурный потенциал страны - прервалось историческое чувство народа…” Пошла писать губерния, от КПРФ до “Яблока”, от Жореса Алферова до Дмитрия Рогозина. Шагают тяжело по избирательному полю медведи, шмыгают выхухоли, шелестят подсолнухи. И все об одном, о заветном: “демократия”, “катастройка”.И что-то уж очень часто адвокат Барщевский поминает прокурорским тоном СПС: они, мол, левые. А если народ возьмет и программу в Интернете прочтет? “Левый” СПС по три раза на странице слово “капитализм” употребляет, реформами Гайдара и Чубайса гордится, “оппозицией” себя именуют. И это СПС защищает адвоката Трепашкина, а не его коллега Барщевский. Это СПС защищает юкосовцев и других узников совести. Это СПС обвиняет власть в неофашизме.
Адвокат Барщевский, создавая “оппозицию без фронды”, сознательно устроился работать адвокатом дьявола. В отличие от СПС он не защищает никого: ни Сутягина, ни Данилова, ни Светлану Бахмину. Он не диссидент. Он создал партию сорняков для избирательного поля, призванную заглушить всходы СПС. Серьезной организацией становится СПС, если для нее готовится такая “глушилка”.Но ведь интеллигенция тоже не лыком шита. Михаил Барщевский, конечно, умнее и грамотнее товарища Суслова, но мы его раскусим. И не станем грызть его подсолнечные семечки. Все на прополку!