О нем никто долго не вспоминал. Кроме правозащитников. Правые правозащитники пеклись о смелых, европейски ориентированных узниках каторжных нор Фиделя Кастро, виновных только в нежелании жить при убогой, голодной, хотя и танцующей диктатуре. Мир полон чудес: поющие революции, танцующие диктатуры. “80” - это число сияло совсем недавно (теперь уже больше) на стене американского представительства в Гаване. Столько политзаключенных на Острове Несвободы. И еще кое-какая сводка Совинформбюро бегущей строкой. Чтобы дополнить Радио Марти, вещающее на Кубу из США.
Так что кубинцы не совсем изолированы на своем Острове Невезения. Чтобы не иметь информации о том, что им нечего есть (недавно команданте даже по доброте душевной прибавил им паек: с 7 до 10 яиц, ну чистый Большой Брат из Оруэлла), нечего читать (кроме официоза на уровне наших 30-х годов и тамиздата) и надо постоянно опасаться сексотов из комитетов то ли революционной безопасности, то ли еще чего-то такого (в духе Павликов Морозовых, Павлов Власовых и Павок Корчагиных), кубинцам надо было бы завязать себе глаза, заткнуть уши и заклеить рты (хотя есть все равно хочется).Левые правозащитники тоже не сидят сложа руки. Они усердно защищают узников базы Гуантанамо: пренеприятных типов, которым не по душе западная свобода, а охота пожить при теократии, шариате, религиозном тоталитаризме и мусульманском фундаментализме. Многие из них террористы, а кто не террорист, того американцы отпускают домой. (Отпущенных домой россиян дома опять, кстати, посадили, но только без ящика кока-колы в камере, без Корана и воды для омовений, так что лучше было бы им остаться в Гуантанамо).Но это все сфера интересов широко мыслящих профессоров и правозащитников, которым хочется, чтобы еда и гражданские права были даже у жителей островов во флибустьерском дальнем синем море. А мир со времен визита туда покойного папы, блаженного, хотя и наивного Иоанна-Павла II, о Кубе и не вспоминал.
Ну весь покрытый зеленью, абсолютно весь. Ну остров Невезения в океане есть. Ну, положим, там живут ужасные люди-дикари. Еще бы не дикари! Культ Кастро - это не умнее культа вуду. Еще глупее, пожалуй. От вуду и его колдунов ждут чудес, а Кастро с 1959 года начиная, почти 50 лет морит свой народ голодом и держит его в рамках очень жесткой диктатуры. Что бы они ни делали - и впрямь не идут дела. Бананы расти перестали! Чтобы попробовать мяса, тайно режут колхозных коров и отрубают у них ноги, бросая тушу (больше тайно не унесешь). На стежках и дорожках Острова Невезения валяются трупы безногих коров! У кого было много мужества - сидит в тюрьме (кстати, Куба - одно из немногих мест в мире, где политзаключенных пытают электрическим током). У кого было меньше мужества, но все-таки оно было, сел на плот, лодку, корыто, надувной матрас и доплыл до Флориды (в Майами кубинцев почти столько же, сколько в Гаване) или утонул по дороге. На острове остались, похоже, действительно только те, кого в понедельник мама родила. И у них не хватает даже ума, чтобы рыдать и клясть свою беду. Они 50 лет танцуют и восхваляют команданте, старого злобного динозавра в берете и с бородой, который сделал застенок из прежнего курорта, приюта рыболовов и заповедного места творчества Хемингуэя.
Никогда не пойму, зачем молодому адвокату понадобилось санкционировать безумный штурм казарм Монкада, собирать в горах своих “барбудос”, потом грузить их всех на шхуну “Гранма”, свергать безобидное военное правительство Батисты, при котором на Кубе были яйца, мясо, рестораны и кое-какие свободы, да еще пытаться распространить этот провальный эксперимент на несчастную страну - Чили. Если бы не кубинские коммандос, если бы не кубинское оружие и кубинское влияние на правительство доверчивого Альенде, то с Чили не приключилось бы такой беды: пытки, расстрелы, стадионы… Вся кровь, пролитая Пиночетом, на совести Фиделя.
Почему же мир снова вспомнил об этом “Парке юрского периода”? Да занемог Старший Брат, и сразу все политологи стали дружно вещать, что Младший Брат наверняка начнет реформы. Нашли Горбачева в Рауле Кастро! А все от бессилия. Тогда в заливе Свиней не справились с кубинскими фанатиками, а потом и вовсе руки сложили. И стали надеяться на смерть с косой. А он взял да и передумал умирать! Мезозой длится долго: юрский период, меловой, триасовый. Пока на голову динозаврам не упадет метеорит и не начнется ледниковый период. Наше же телевидение показывает Кубу с плохо скрытой завистью: есть же люди, кормить их не надо, живут по карточкам, да еще обожают своего вождя, да еще без выборов, да еще десятый срок, и еще танцуют.
Приятно, что мы после 1953 года по сравнению с этими кубинскими пациентами, вернулись к более или менее здравому уму (хотя и без твердой памяти). Хрущева не любили, Брежнева не любили, Андропова и Черненко тоже не любили, про рейтинги благодетелей страны Горби и Ельцина тоже говорить не приходится. Путина не любим тоже. Не на уровне обожателей команданте. Заболей он, так ведь никто не пойдет копать сахарный тростник, положив лед в шляпу. И главное, за свои яйца, мясо, масло и молочные продукты мы держимся очень цепко, даже в застой добывали это нелегально, и никогда уже не согласимся жить по карточкам.
Наш остров отчалил от тоталитарного застоя и, кажется, навсегда. Куба - наше ужасное прошлое. Куба - наше противоядие. Смотрите, пока не стошнит. А Путин все-таки Фиделю здоровья пожелал. Уж не хочет ли он Кубу пригласить в Союз, пока Лукашенко раздумывает? У нас же все друзья сумасшедшие, от Лукашенко до Уго Чавеса. Боюсь, что где-то в Кремле повесили лозунг “Психи всех стран, соединяйтесь!”