Вопрос
Avelor: ГКЧП.
Уважаемая Валерия Ильинична!Правда ли, что в начале 90-х Вы предлагали защищать членов ГКЧП как политзаключённых? Если да, то почему?
Ответ
В 1991 году мы не предлагали защищать членов ГКЧП как политзаключенных. Они и так по международному статусу, по всем правозащитным канонам считались политзаключенными. Политзаключенный - это не обязательно паинька и хороший человек. Политзаключенный может быть и «редиской»
. Важно за что он привлечен к ответственности. Террорист - тоже политзаключенный. Но не узник совести. Мы просто предлагали тогда учредить «нулевой вариант»
, то есть никто не несет ответственности за преступления, им совершенные, при тоталитарном строе. Мы думали и боялись, что в России будет Венгрия 1956 года, что кого-то повесят на фонарях, что будет много крови, и что может повториться большевистский вариант, только с другим знаком. Мы не хотели нести за это моральную ответственность. До 1993 года мы не понимали, что именно мы будем побежденными, и что нам не стоит хлопотать о благе победителей, потому что им и так будет хорошо.