О. БЫЧКОВА: Добрый день, в студии Ольга Бычкова. С особым мнением у нас сегодня Валерия Новодворская. Добрый день, Валерия Ильинична.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Добрый день.
О. БЫЧКОВА: Ну что, послезавтра выборы в Мосгордуму. И уже чего только не происходило в предвыборную кампанию: кто-то судился, кто-то обвинял в грязных технологиях, кто-то обвинял друг друга, без этого никак. Вы пойдете голосовать послезавтра?
В. НОВОДВОРСКАЯ: Сейчас "Яблоко" и демократы, которые на почве этой «шарлотки» объединились, единственный нашли удачный слоган и удачное агитационное пособие. Такой ежик там изображен, яблочко на себе везет, и стоит один из персонажей Вити Шендеровича, который врач-психиатр из отдельно взятой маленькой больницы, и говорит, "Ежу ясно, что надо идти на выборы". Подталкивая себя коленкой, со вздохами, со слезами, но пойду, потому что все-таки чувство ответственности у демократа, интеллигента, либерала и диссидента должно быть побольше, чем у ежа.
О. БЫЧКОВА: Я бы пошла на эти выборы все равно, потому что тоже считаю, что надо ходить на выборы, нужно и все. Но буду в командировке, и поэтому не смогу этого сделать, не смогу получить открепительный талон, потому что буду далеко. Надо сказать, что посмотрела я на списки кандидатов в том участке, где я должна голосовать, там нет ни одного, за которого я бы хотела проголосовать. То есть, если бы я пришла на избирательный участок, я бы просто замерла в изумлении и недоумении.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Я могу вас, Ольга, огорчить еще больше. В собственно объединенном «шарлоточном» списке тоже есть персонажи, за которых не очень тянет голосовать. Но к сожалению, ситуация очень изменилась. Во-первых, выборы теперь большая редкость. По-моему, до москвичей еще не дошло, что они никогда больше за свою жизнь не буду выбирать себе мэра.
О. БЫЧКОВА: Как бы вообще не в последний раз голосовали.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Как бы до 2007 года еще не известно, доживет ли кто, если тоталитаризм будет восстанавливаться такими темпами. Идет война, самая настоящее война, и уже не в Чечне. Президент объявил войну конституции, интеллигенции, бизнесу, правозащитникам. И в этой войне нельзя смотреть вот так на свою роту: старшина водку пьет, а лейтенант жене изменяет, а тот вообще-то на стрельбах никуда не попадал, тот, который старший сержант. Нужно думать о враге. В этом списке "Яблоко" и "Объединенные демократы" – люди. Иногда слабые, иногда с тяжелыми советскими комплексами, иногда неповоротные, непонятливые, но это люди. А против них - нелюди. Идет война между людьми и нелюдьми. На стороне нелюдей и административный ресурс, и стаи выхухолей пушных с хвостами, и президент, и Кремль, и Лубянка, много чего. А у людей только надежа, что такие же люди сползут со своих кушеток, воспользуются серым мозговым веществом и дадут рейтинг самой идее демократии. Потому что на самом деле на этот раз большее, чем просто выборы в какую-то жалкую, тщедушную, мало что решающую Московскую думу. Это референдум.
О. БЫЧКОВА: Об этом у меня есть вопрос как раз на эту тему. Сергей Кравцов, инженер из Москвы, прислал вопрос. "Учитывая ваш радикализм, и одновременно и надеюсь на вашу рассудительность, прошу пояснить, можно ли считать московскую мини-Думу настоящим представительным органом огромного мегаполиса? Нужна ли она такая вообще? И идти ли на выборы? Может, наоборот, в данной ситуации именно массовая неявка избирателей отрезвит власть имущих, как вы считаете?"
В. НОВОДВОРСКАЯ: Ой, Сергей Кравцов, это все уже в прошлом – массовой неявкой мы их уже не возьмем. Потому что они и так понизили, чуть не до 20%, себе квоту, и нужные люди стройными рядами этих 20% им всегда и везде дадут. А потом, есть такой хороший «приемчик» как вбрасывание бюллетеней. То есть, бойкот был уместен на президентских выборах, потому что там не было кандидата от демократов, потому что там было все заранее решено, а здесь неизвестность впереди. Если демократы наберут 28%, можно считать, что это те 28 панфиловцев, которые защищают Москву, правда, враг уже внутри, давно занял кремль. И будет очень плохо, потому что этот процент врагом будет просчитан следующим образом. Демократия никому не нужна, у демократии нет поддержки даже в Москве. Можете себе представить, как эта цифра ударит по регионам. И какое счастье и какую радость она вызовет у наших кремлевских и лубянских врагов. Они пойдут дальше и очень быстро. Это будет сигнал к наступлению. А референдум – это на тему "за" или "против" раскулачивания бизнеса. Кстати, бизнес должен прийти и проголосовать.
О. БЫЧКОВА: Мы продолжим, за или против чего этот референдум, и за что или против чего будут голосовать на этих выборах. Вернемся через пару минут.
НОВОСТИ
О. БЫЧКОВА: Мы говорим, конечно же, о выборах в Мосгордуму. И вот вопрос от нашего слушателя Игоря. "Нынешняя власть не сможет остановить волны национализма. Это часть ее ментальности. Как бороться с попытками властей легитимизировать фашизм?", очень точно, мне кажется, формулирует Игорь.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Ну да, если вывернуть нашу власть наизнанку, она будет там немножко коричневая, такого кремового цвета. Как бороться. Для начала не заниматься самим легитимацией. Потому что когда некоторые демократы пускают лимоновцев на свои акции, и пытаются всячески с ними посидеть рядом, это самая настоящая легитимация фашизма, даже флаг у них стилизован под тот самый гитлеровский. И, безусловно, надо бороться с властью. Увы, мы доехали уже до того уровня, и до той стадии, когда тот, кто говорит власти, уважайте свою конституцию, должен очень хорошо понимать, что не эта власть писала эту конституцию. И если дать этой власти волю, она бы просто отчасти переписала, может, кусочек из "Майн кампф", а может быть, кусочек из прежней конституции, брежневской, которая бы очень ей подошла.
О. БЫЧКОВА: Валерия Ильинична, я, например, совсем не сторонница лимоновцев, то есть абсолютно.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Слава богу.
О. БЫЧКОВА: Надо сказать честно, что лимоновцы – это удобный объект для персонификации фашизма в нашей стране, потому что есть куда более фашистские фашисты, которые проявляют себя совершенно откровенным образом. Но все ведь сосредоточились с большим удовольствием, как, например, замечательное движение так называемых "Наших". Именно на одних лимоновцах. Это легко и просто, и главное, безболезненно.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Нет. Проблема здесь не в этом. У нас вообще фашистов полно. "Наши", "Идущие вместе", "Молодая гвардия". Я думаю, тем же займутся, бедные молодогвардейцы, которых так употребили; ЛДПР – совершенно фашистская организация, "Родина" да и "Единая Россия", «медведи» - тоже такие весьма со свастикой. У нас фашист на фашисте сидит и фашистом погоняет. Просто не все фашисты такие ловкие и продвинутые, чтобы лезть к демократам и иметь два сайта. Один для одних, а другой для чужих в одном и том же интернете. Поэтому это, действительно проблема. Не думаю, что "Родина" полезет в объятия к демократам. Надо, увы, на 7-8, не то, что на 2 или на 3 фронта, отбиваться сразу от всех.
О. БЫЧКОВА: Это что такое? Это социальный заказ, это то, что идет снизу, и есть масса тому подтверждений, или это идет сверху, наоборот? Потому что, если снизу, тогда труба ведь совсем.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Отчасти снизу, но бесформенное такое, малоосознанное. Конечно, ксенофобия есть. И вообще, если честно, эта знаменитая уваровская триада, до которой доехали к концу 19 века в России: "самодержавие, православие, народность", это и был нацизм по-русски. Еще в Германии никакого нацизма не было, мы здесь их опередили. Самодовольство, спесь, изоляционизм, фундаментализм, ксенофобия и признание приоритета интересов государства перед интересами личности, это все составляющие фашизма. Да, "Россия – для русских", а "Союз Михаила-архангела" чем занимался?
О. БЫЧКОВА: Ксенофобия, самодовольство и интересы государства выше интересов отдельного человека – это главные излюбленные темы нынешней избирательной кампании в Мосгордуму.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Можно сказать, что они это не очень формулируют, но это просто лезет из каждой щелочки. Просто когда свой хорошенький ротик открывают представители президентской администрации разные, там и Сурков, и Сечин, и Иванов, оттуда просто лезет эта триада: "самодержавие, православие…", - а наше православие давно уже сродни испанской инквизиции, - и та "народность", та самая, которая была в Германии.
О. БЫЧКОВА: С большой буквы "Н".
В. НОВОДВОРСКАЯ: Да, "мы стережем наш Рейн родной". Ладно, один Рейн. А здесь, смотрите, с одной стороны они Крым стерегут, который тоже считают родным, Калининград родной, острова японские тоже родные. Как-то много у них родных мест при такой-то протяженности страны, когда нормальные люди ни о чем подобном бы не думали. Естественно, интеллигенция должна это опровергать с утра до вечера 24 часа в сутки. Потому что страна очень сильно фашизирована. Но мало будет толку, если интеллигенция это будет опровергать, лежа на кушетке. Это, например, надо опровергать на выборах. Потому что один из лозунгов этих выборов – это против фашизации страны, против путинского самовластия и за европейские ценности. Потому что как бы ни были плохи представители объединенных демократов, просто надо очень хорошо помнить, чем они занимались. "Яблоко" защищало НТВ, когда его разгоняли, организовало митинги. "Солдатские матери" борются с военкомами, спасают мальчиков и хотели вести переговоры с Масхадовым. А зеленые, которые там есть, куда лучше Шредера. Например, если Яблоков, очень приличный человек, он во всех антивоенных митингах участвовал, в самых радикальных. Да, это союзники, безусловно. Есть просто разные подразделения. Я, скорее, из спецназа, из морской пехоты. Но нужна же и просто пехота, нужны какие-то тыловые службы. А потом, они же вместе сходили недавно на несанкционированный митинг, "Яблоко" и СПС.
О. БЫЧКОВА: Как раз антифашистский.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Да, что очень достойно. И были разогнаны. И прекрасное письмо, подписанное вместе, Никитой Белых и Григорием Явлинским, очень политическое, очень диссидентское, по крайней мере, "Известия" не посмели напечатать это открытое письмо.
О. БЫЧКОВА: «Шарлотка» печется, по крайней мере?
В. НОВОДВОРСКАЯ: Ну да, это «резистанс», тот самый, который когда-то возник во Франции.
О. БЫЧКОВА: Сопротивление.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Заметьте, что там никаких особо неприятных личностей нет. Там нет вам ни АКМовцев, ни лимоновцев, нет в этой шарлотке ничего такого, чтобы заставило ее не есть. Вот с божьей помощью не подавимся, надо проглотить, это наша армия. А знаете, что сказал один умный человек когда-то по поводу армии? Тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.
О. БЫЧКОВА: Послушаем звонки.
КОНСТАНТИН, ЧЕХОВ: Я уже прислал на пейджер, но все-таки
хотелось бы узнать. Как вы считаете, какова чистота обвинения защитнику Михаилу Трепашкину? Наркотики у него якобы?
О. БЫЧКОВА: Это нужно знать, наверное, детали.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Помилуйте, не нужно знать никаких деталей. Когда отдельно взятый бывший «гэбульник» переходит на сторону демократии, потом отдельно взятый этот же гэбульник находит аргументы и доказательства того, что дома взрывала родная власть при посредстве ФСБ, а вовсе никакие не чеченские боевики, а дальше вдруг его ловят на наркотиках, на пистолете, на разглашении судебной тайны - по-моему, все понятно. Эта ситуация совершенно прозрачная, «закон омерты», своим они мстят.
СЛУШАТЕЛЬ, МОСКВА: Валерия Ильинична, не считаете ли вы, что Чубайс своими заявлениями играет на руку "Единой России", я о последних заявлениях об отключении предприятий в Москве, и вообще, может быть, ему был заказ из Кремля? Может быть, надо демократам уже от Чубайса открещиваться, пока не поздно? А то он же их продаст.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Мне многие уже об этом говорили. Нас теория конспирологии до добра не доведет. Просто Чубайс, как это очень часто с ним бывает, сказал правду, что, если не хотите техногенной катастрофы очередной с отключением, давайте деньги на новую технику, потому что зима начинается. Он не подумал, что это скажется на выборах. Потому что, честно говоря, он не думает, что за блок "Яблоко" – "Объединенные демократы" будут голосовать дураки. То есть на дураков он не рассчитывает, он рассчитывает на нормальных людей. А насчет кремлевского заказа, для того, чтобы обвинять Чубайса в предательстве, надо, по меньшей мере, сделать для этой демократии столько же, сколько он. И по крайней мере, чтобы на сомневающихся тоже покушались, перед их машинами тоже взрывали бы фугасные снаряды, тогда сравняетесь. Да нет, Чубайс сделал совершенно правильно. Никакого популизма, никакого заигрывания. Поздно агитировать дураков. В стране достаточно умных людей, в Москве, по крайней мере, чтобы проголосовать за объединенных демократов.
О. БЫЧКОВА: Давайте прервемся еще на несколько минут.
НОВОСТИ
О. БЫЧКОВА: Итак, мы продолжаем нашу программу. Мы говорим, конечно, о выборах, которые предстоят Москве в ближайшее время, в Мосгордуму. Эта тема совершенно неисчерпаемая, судя, по крайней мере, по количеству вопросов и звонков, которые к нам поступают. Сразу предлагаю продолжить с вопросов наших слушателей и зрителей.
ВЛАДИСЛАВ, САРАТОВ: Я не понимаю, зачем на "Эхо Москвы" приглашать такого человека. Ей же место в дурдоме, другой дороги в принципе ей нету.
О. БЫЧКОВА: Владислав, вы хорошо разбираетесь в предмете. Послушаем еще один звонок.
ДОРА, БЕРЛИН: Вообще я москвичка и поэтому все, что происходит в Москве, меня очень волнует. И меня интересует мнение Валерии Ильиничны по поводу того, у меня такое впечатление, что целенаправленно идет дело к тому, чтобы снять Лужкова.
О. БЫЧКОВА: Понятно. Мы добились вопроса.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Большое конечно, несчастье остаться без Лужкова, я понимаю. Жить-то будет никак невозможно. Лужков – человек хорошо приспосабливающийся. Это он мог с Ельциным в последний его период позволять себе какие-то выходки. А с Путиным не позволят, он по струночке ходит. Так что избавляться от него нет смысла. Но рано или поздно придется ведь Лужкову уходить. Ведь никто не вечен, в том числе и Лужков. Да, от Лужкова рано или поздно избавятся. Надеюсь, он не пропадет. Пчелы его прокормят.
О. БЫЧКОВА: "Правильно ли понял, - спрашивает Владимир на пейджер, - Чубайса и Новодворскую, переводя на русский язык вашу фразеологию, что Чубайс сказал нам "кошелек или жизнь"?".
В. НОВОДВОРСКАЯ: Чубайс не нам это сказал, потому что мы пока не решаем, что будет делать государство. Но изношенность техники, которая, по-моему, еще современник Магнитки, и которая чуть ли не с 50-х годов не менялась, она такова, что да, и за электроэнергию надо платить по себестоимости, и мощности надо обновлять. Это всегда такой вопрос стоит в государстве, в любой стране – кошелек или жизнь. Не потратитесь на топливо – замерзнете, не потратитесь на безопасность – вам же хуже будет, будете мало платить милиции – милиция будет работать не на вас, а на бандитов. Другое дело, что в благоустроенном государстве народ контролирует эти расходы. А мы ничего не можем контролировать. Если ваша единственная проблема – Чубайс, спите спокойно, у вас намного больше проблем, чем вам кажется.
ФЕЛИКС, МОСКВА: Здравствуйте.
О. БЫЧКОВА: Вы пойдете на выборы?
ФЕЛИКС, МОСКВА: Боюсь, что нет, но по техническим причинам. Поскольку я живу в другом районе, где прописан, и у меня просто не будет времени. Как вы считаете, почему в СМИ сейчас активно начали мочить г-на Шендеровича? Причем тяжелая артиллерия из разных лагерей, что характерно, от Минкина и Соловьева?
В. НОВОДВОРСКАЯ: Ну, лагерь у них один и тот же. Сначала такой полевой лагерь штурмовиков, а на выходе – концлагерь для всех, кто не присоединился. Это во-первых. Во-вторых, чему здесь удивляться. Во-первых, Шендерович – великолепный сатирик. Я не думаю, что он меньше Салтыкова-Щедрина, великий сатирики. И вспомнить его работы, кто Путина крошкой Цахесом назвал и вывел в "Куклах"? Кто удавом Ка его вывел при последних вздохах ТВС, а избирателей наших в качестве бандерлогов? И есть за что ненавидеть власти великого сатирика. А тут он еще идет избираться по Университетскому округу. Вот счастливые люди живут в этом Университетском округе. Будут потом внукам рассказывать, мы голосовали за Шендеровича. Поэтому все нормально. Если власти реагируют на раздражитель, значит, человек, можно сказать, имеет высокий класс, настоящий нинзя.
О. БЫЧКОВА: Значит, раздражитель попал в нужную точку?
В. НОВОДВОРСКАЯ: Естественно, они должны нас мочить. Не дай бог, если власть вас полюбит. Значит, вы плохой гражданин, если вас любит нынешняя власть.
СУХАРЬ, МОСКВА: Вы в политике существует по каким принципам? И находите ли с кем-нибудь компромисс?
О. БЫЧКОВА: Да, я прошу прощения, что не озвучила ваш вопрос с пейджера, их много. Он сказал, что мужа нужно выбирать, а политика – это компромисс. Я-то как раз думаю, что замужество – это компромисс еще какой, а вот насчет политики могут быть совсем разные мнения.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Знаете, политика и политиканство – это вообще-то разные вещи. А потом, смотря с кем компромисс. По-моему весь эфир мы с Ольгой призываем вас пойти на компромисс и проголосовать за "Яблоко" и "Объединенных демократов". Такого рода компромисс позволителен. Но, простите, если вы хотите пойти на компромисс с этим прото-фашистским белым медведем из "Единой России" или с Путиным, или с коммунистами, то, простите, такого рода компромиссы пагубны не только для страны, но и для вас лично. Здесь можно и подлецом, в конце концов, оказаться.
О. БЫЧКОВА: Кто будет следующим президентом, спрашивает госслужащий Николай из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Пока не знаю, но, например, страстно хочу, чтобы следующими президентами стали Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Никита Белых, новый лидер СПС, Борис Немцов, Константин Боровой.
О. БЫЧКОВА: Сразу вместе, одновременно?
В. НОВОДВОРСКАЯ: Ну вот пусть они решат этот вопрос между собой. Видите, сколько у нас перспектив и вариантов.
О. БЫЧКОВА: А говорят, есть только одна фигура.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Нет, эта фигура нам не подходит.
О. БЫЧКОВА: Другой альтернативы нет.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Нет. Даже, если нет, предлагаю не расслабляться, не получать удовольствие, а из-за всех сил барахтаться как та мышь, которая попала в молоко, в конце концов, вместо того, чтобы утонуть, она сбила его в масло.
О. БЫЧКОВА: Это была лягушка, но это дело не меняет.
В. НОВОДВОРСКАЯ: Правильная тактика была у лягушки.
О. БЫЧКОВА: На этом мы закончим. Валерия Новодворская была со своим особым мнением. Мы говорили о московских выборах в Мосгордуму, простите нас, жители других городов, но, как объясняла Валерия Новодворская, это касается не только москвичей.