Наш мудрый кесарь решил обратиться к профессиональным истокам. Раз уж у нас Третий Рим (а четвертому не бывать - и не надо), то вполне логично вспомнить, как устраивалось житье-бытье в Риме первом, императорском, потому что республиканский Рим мы явно проехали и сейчас находимся где-то между Калигулой и Нероном с некоторыми деталями из быта позднего Рима, осажденного варварами. (Впрочем, это римляне считали галлов, германцев, даков варварами - сами варвары думали иначе; вот и Шамиль Басаев, надо полагать, иначе думает.)Владимир Путин явно метит в кесари: достаточно вспомнить, как он шел по красной дорожке мимо кремлевских избранных зевак на первый срок - шел долго, половину новостной программы, исполненный сознания собственного величия; и как долго и любовно снимала камера с вертолета его въезд с машинами сопровождения в Кремль на второй срок; что-то он придумает на третий? Остается только на белом танке проехаться.
Сервильный и трусливый Сенат, лежавший у кесаря в ногах как коврик, сильно напоминает наши Думу и Совет Федерации. Рабов у нас куда больше, чем в Риме: там было еще и свободное население, а у нас рабы составляют большинство, причем рабы добровольные (те 76% аудитории “Эха Москвы” (sic!), которые высказались в ходе опроса за третий президентский срок Владимира Путина). Есть у нас и сатурналии, когда рабам дозволено баловаться и бесчинствовать (спортивные матчи и футбольные фанаты с битами; бесчинства путинюгенда, то есть “Идущих вместе”, топивших книги в унитазах и топтавших портреты оппозиции).Преторианцы из “нашистов” готовы разорвать всех противников кесаря. А народ требует того же, что и в
Древнем Риме: panem et circenses (“хлеба и зрелищ”). Зрелища даются от пуза: аэрошоу, попса, концерты на
Васильевском спуске, мыльные оперы по ТV, примитивные ток-шоу (чтоб не задумывались), сериалы про
чекистов (империалистов, усмиряющих Чечню, солдатушек - бравых ребятушек, мафиози etc). Есть и гладиаторские бои: чеченцы и федералы, убивающие друг друга за единую Империю Зла (Ave Путин!
Идущие на смерть приветствуют тебя!). Есть и христианские мученики, бросаемые на съедение львам: Ходорковский, Лебедев, Сутягин, Данилов, Люзаков.
Чего же не хватает до римской жизни? Хлеба, конечно! Раздачи бесплатного хлеба. И вот Путин решает поделиться стабфондом с униженными и оскорбленными. То есть с учителями и врачами. Бросить им кость. Всем поровну, вне зависимости от знаний и умений. Врачам отмерено куда больше, чем учителям. Ведь на здоровье рабов рачительному хозяину есть смысл потратиться (от больного раба в хозяйстве пользы нет). А учить рабов следует умеренно, слишком умные и образованные - наказание для любой
диктатуры.
Правда, все это подъест инфляция; правда, бешеные нефтяные и газовые деньги могут кончиться, когда упадут цены, как перед развалом СССР; правда, проведение структурных реформ дало бы возможность врачам иметь частную практику: пациенты имели бы деньги, чтобы платить за лечение, а врачи и вообще медицина не прикидывались бы, что лечение может быть бесплатным (как во всем цивилизованном мире, где нет ничего бесплатного, но нет и мышеловок с якобы бесплатным сыром). Но наши мышки просто не могут без мышеловок, поэтому Путина будут славить, как Сталина (при котором якобы снижались цены) и Брежнева (который кидал народу подачки из нефтяной копилки, пока цены не упали, а тогда настали и глад, и мор, и крах СССР).Но еще больше заботы наш кесарь решил проявить об ученых, чтобы они не глядели в лес (то есть на Запад, где есть и средства на исследования, и приличные зарплаты, и свобода творчества без риска разделить судьбу Бабкина, Сутягина, Данилова за общение с коллегами или за контракт за рубежом). Теперь решено посадить ученых на цепь: кинуть им тысячу долларов (а на исследования не давать ничего) и пусть сидят дома десять месяцев в году. А там объясняют коллегам с Запада, что не могут приехать на симпозиум, потому что у них квота на выезд кончилась. А молодым кандидатам наук вообще будет сладко: они и вовсе никуда не поедут, пока все не отработают, что на них Родина потратила.
Мир цивилизации (западной, конечно, другой нет) давно один и без границ, а
путинские чекисты строят новые загоны, вешают новые замки, придумывают новые цепи. Естественно, теперь последние способные ученые разбегутся. Кто станет терпеть атмосферу сталинской шарашки в XXI веке? Останутся одни дундуки из советского резерва, которые ничего не знают кроме краткого курса истории ВКП(б).Путин и его чекисты знают только две методики в обращении с интеллигенцией: подкупить и сделать придурком или посадить в ШИЗО. Специализация нашего кесаря такова, что он не может воспринимать страну иначе чем как лагерную зону.