Архив вопросов со старого форума. Часть 3
2004-09-14

Вопрос

7water: какая традиция.

А к какой традиции относится запрет для себя и других на эмиграцию?Дикое поле? Скандинавская?Вытащить врага из проруби?Лечь под танк? Облить себя бензином на красной площади и сжечь?Эти правила взяты из головы?Вы часто используете термин “нравственность”, характеризуя поступки исторических персонажей и современников. как я понял, сбросить атомную бомбу на город тоталитарной страны - это нормально,а подставить солдат под картечь на Сенатской площади - безнравственно?а в чем разница? расшифруйте, пожалуйста, ваши моральные установки.например, способность умереть за идею - плюс.а убить за идею? ведь общество состоит не из одних офелий.В книге “Мой карфаген…” вы сформулировали дилемму"свобода и справедливость. или или", но разве нравственность не включает справедливоcть?

Ответ

Да, я думаю, что запрет для себя и других членов ДС (потому что не членам ДС никто ничего запрещать не может) на эмиграцию относится на самом деле к скандинавской традиции, потому что желание не отступать, желание избежать трусливого бегства - это что-то от Одена, от Тора, от наших предков, которые считали позорным умереть на соломе, хотя редко кто пытался их лишить их фиордов, которые они имели.Что же касается вытаскивания врага из проруби - это, скорее, славянская гуманитарная традиция. Лечь под танк - что ж, это скандинавская напополам с традицией Дикого Поля, а что касается бензина и Красной площади, то подобного мы никому не предлагали и сами не делали. Мы предлагаем только то, что можем практиковать сами. Мы не считаем самоубийство лучшим выходом для протестанта, для нонконформиста. Надо подождать, пока это сделают враги, совершенно не обязательно тратить на себя собственный бензин.Я вижу, Вас очень волнуют моральные вопросы, я думаю, нам стоит состыковаться на предмет выяснения, что Вы такого совершили в области морали, и каков Ваш в этом плане бэкграунд, и почему Вы себя считаете столь нравственной личностью, которая имеет право судить литераторов с этой точки зрения. Не знаю, кого Вы собираетесь убить за идею, и за какую идею… Человек должен иметь нравственный компас, а не бегать к кому-то со справочником в руках и задавать вопросы, можно или нельзя. Если у взрослого человека нет этого нравственного компаса, который указывает на добро и на зло, то, значит, это неполноценный человек.Что качается справедливости в нынешнем ее понимании, то справедливость, как правило, заключается в том, что у одних отнимают, которые сами это честно заработали, и отдают другим, которые не заработали ничего, причем не спрашивая их согласия. Такого рода справедливость не представляется нравственной и едва ли способствует прогрессу общества. Свобода и справедливость, то есть либерализм и социал-демократия всегда были несколько несхожими, не скажу, что они были противоположны, но они не совпадают. По крайней мере, из лозунгов французской революции нормальные люди выбирают свободу, а равенство и братство - это миф, который был потом использован большевиками, это типичный социалистический миф. А если Вы считаете, что нравственность включает в себя справедливость, то поступайте так, как советовал Иисус Христос. Он таким людям, которым мало нормальной нравственности, а хочется чего-то сверх, советовал раздать свое добро бедным и идти за ним. Вот, Вы можете раздать свое добро бедным и идти в монастырь, тогда у Вас будет все в порядке. Это будет, по крайней мере, последовательно, это лучше, чем приставать к кому-то с вопросами