Архив вопросов со старого форума. Часть 3
2004-09-14

Вопрос

Wolf: Березовский.

Уважаемая Валерия Ильинична! Хотелось бы узнать Ваше отношение к Березовскому и его деятельности. На мой взгляд, Березовский сделал очень много полезного в плане демократии и либерализма. Можно привести, как минимум, пример Фонда гражданских свобод. С другой стороны, его оппозиционность толкает его на некоторые опасные заявления в пользу радикалов типа национал-большевиков и в пользу революции в Роcсии. То есть мне кажется что Березовскому не хватает какой-то политической мудрости, его все время искушает дьявол радикализма. Также известны крайне неуважительные сентенции Бориса Абрамовича на счет российского народа. На мой вгляд, людям, претендующим на влияние в стране, следует быть более осторожными в высказываниях.

Ответ

Березовский - это чисто троцкистский феномен. Известно всем, что Троцкий начал с самого оголтелого большевизма, и если бы его проекты были осуществлены в России, то это было бы хуже Сталина, потому что он вообще собирался отнять у людей право на частную жизнь, это был скорее полпотовский вариант. Он был дико жесток и никого не щадил, и никакого либерализма в нем не было, и народ также гнул в бараний рог. А потом, когда он поссорился со Сталиным, Троцкий и троцкисты стали оппозиционерами, и, сидя в изгнании, он доказывал, что Сталин - не демократ и не соблюдает прав и свобод, как будто сам Троцкий к этому был склонен, и Сталин его прикончил и гонялся за ним, как за отъявленным противником режима, а троцкисты все пошли к стенке, в гулаг, и тоже считались опасными врагами коммунизма, хотя таковыми не были. Иногда личная свара приводит к такой аберрации сознания, что человек кажется крутым оппозиционером. У Березовского оппозиционность ситуативная, а не органическая. Березовский сыграл самую зловещую роль в истории нашей вестернизации. Березовский что ни брал в руки, то все губил, он уничтожил общественно-политическое значение «Огонька», сделал из него пошлое домашнее издание. Он поддерживал чеченскую войну, он привел к власти Путина. Теперь он говорит, что он это сделал, чтобы избегнуть у власти Примакова, но заменять одного старого зубра молодым сталинистом - это вариант и не выход. У него был первый канал, он прикормил там самых реакционных журналистов, он не пускал на свой канал никаких демократов. В его руках канал служил скорее коммерческим интересам. Не забудьте, что он был одним из авторов «письма двенадцати», и это письмо очень рано, еще в 1996 году предлагало примирение с коммунистами и советской властью, и признание ряда заслуг этой замечательной структуры под названием «советская власть». На его душе очень много грехов, и на нем крайне много ошибок, глупостей, и просто он поворачивал страну совершенно не в том направлении. А когда Путин его выгнал, он немедленно стал оппозиционером, и тот же троцкистский феномен повторился. Теперь они друг друга прилюдно поливают грязью, Березовский считается оппозиционером, сидит в Лондоне, как Герцен. Но Герцен действительно был либералом по убеждениям, а кто такой Березовский? У него вообще нет никаких убеждений. Он человек ловкий, это законченный политикан. Он поддерживает сейчас оппозицию, потому что безумно обижен на Путина. Я не могу поручиться за то, что они завтра не помирятся, и он не начнет что-нибудь по новой.Можно ли что-то брать у Березовского и использовать его для торжества демократии? Вот пример «Либеральной России» Сергея Юшенкова. Если бы Березовский не примазался к Либеральной России, то может быть, конечно, она и не набрала такие обороты, потому что не было бы денег, но и не было бы дальнейшего позора, дальнейшего раскола, и прокламаций на весь российский народ, что надо срочно объединяться с коммунистами и национал-патриотами и Сергей Юшенков был бы жив. Потому что раскол послужил предлогом, чтобы его убрать. Появилась концепция, под которую его убрали. Ну и сегодня, с одной стороны, Березовский издает очень неплохой «Коммерсант», с другой стороны, Фонд гражданских Свобод, он туда деньги вкладывает, а с третьей стороны Березовский дает оппозиции средства, чтобы она объединялась с коммунистами, то есть толкает страну к варианту 17-го года, когда на спинах либералов и кадетов прошла к жизни, вернее - к смерти, коммунистическая фронда, и красные просто это препятствие одним щелчком устранили, уничтожив эти пять процентов либералов, а дальше уже занялись народом. Те, кто все это поддерживал и одобрял - деятели, типа Керенского - оказались в эмиграции, народ оказался на том свете, интеллигенция оказалась там же.Я совершенно не доверяю Березовскому, я знаю, что он совершенно беспринципен, и что он способен на любые проекты, в которых не будет ни чести, ни совести, а, как ему покажется, будет один прагматизм. Но беда-то вся в том, что мы собираемся строить общество, в котором честь и совесть в ходу: либеральную демократию, западный мир, где нельзя без чести и совести, по крайне мере, публично и программно. А он предлагает программно без чести и совести. Демократический Союз не будет использовать подобное сотрудничество. Это не значит, что мы не будем печататься в изданиях Березовского, я сейчас печатаюсь в «Гранях» (www.grani.ru), это можно. Но политическая и партийная связь, пока Березовский не пристанет к какому-то либеральному и нравственному берегу и не перестанет заниматься политиканством - это я никому не посоветую. Ну а что касается неуважительных сентенций Бориса Абрамовича насчет российского народа, то он здесь не первый. Был такой деятель, Чаадаев, который еще более неуважительно отзывался о российском народе, и я, признаться, не вижу сегодня оснований уважать российский народ и не помню, когда мы такое сделать могли бы. Ему не хватает не политической мудрости, ему не хватает идеализма, у него идеалов нет. А Демократический Союз - организация, которая, может быть, даже край какой-то хватает в плане идеализма. Поэтому мы желаем Березовскому всего хорошего и пусть он на здоровье поддерживает чеченских изгнанников, благо до него наконец дошло, что не нужно воевать в Чечне, чего он раньше не понимал, поддерживая эту войну. И пусть он будет политическим эмигрантом, пусть его никто не трогает, пусть он живет до ста двадцати лет, но мы как-то постараемся заниматься своими делами без его прямого участия.