Архив вопросов со старого форума. Часть 3
2004-09-14

Вопрос

Sergey: Вагнер.

Дорогая Валерия Ильинична!Посмотрел недавно передачу “Школа злословия” с Вашим участием. Вы там говорили, что никогда не пойдете в один известный театр (я забыл, какой именно), потому что один из его деятелей в розовых тонах характеризовал российскую “свободу”, и что вообще для Вас принципиальна позиция художника относительно идеи свободы. Почему Вы, в таком случае, так любите Рихарда Вагнера? Вы в “Карфагене…” им восхищаетесь, и на мой вопрос о Вашем любимом композиторе назвали его.Ведь он был выраженный антисемит, он даже подчеркивал, что главный злодей из “Кольца Нибелунга” - Альберих - это “карлик с типично еврейской внешностью”. И вообще он был редкостным негодяем и типичным придворным композитором, судя по его биографии. Даже если он и не представлял себе того, что такое нацистская идеология, то того, что он все-таки вполне представлял - разве этого недостаточно, чтобы характеризовать его как экстремиста и врага свободы?А вот Верди был революционер, боролся с цензурой, а его Вы не назвали.

Ответ

Я не собираюсь идти в театр к Рихарду Вагнеру по той простой причине, чтоего давно уже нет. Театр Рихарда Вагнера существовал на территории Германиив те времена, когда меня еще на свете не было. Любить Рихарда Вагнера,несмотря на его убеждения, я вполне могу. Так же, как я люблю Достоевского,который ненавидел поляков, был почвенник, и издавал совершенноомерзительный журнал “Гражданин”, над которым все просвещенные люди вРоссии издевались. Не надо доходить до абсурда и распределять литераторовпо политическим партиям. В таком случае, мы не сможем читать Брюсова на томосновании, что он был большевик и не сможем читать Блока на том основании,что он написал “12” Пусть Верди был трижды революционер и боролся сцензурой, но его музыка, с моей точки зрения, гораздо хуже музыки Вагнера.Поэтому слушать Вагнера можно. А вот ходить или не ходить в театр - этоакция гражданского протеста. Я же не утверждаю, что БДТ - плохой театр, иТовстоногов - плохой режиссер. Просто театр как направление в России имеетнекую политическую окраску. По крайней мере, имел в те времена, когдасуществовал одновременно Театр на Таганке и Современник. Они вели себяболее чем прилично, находились в оппозиции, и в конце концов, Любимова заэто собственно и изгнали.