Вопрос
ronin: Движение “Пора”.
Уважаемая Валерия Ильинична!Недавно в России появился аналог украинского молодежного движения “Пора!”. Его активисты уже провели несколько акций (к примеру, подбросили по кукле “Владимир Путин” под двери районных офисов “Единой России” в Москве - что символизировало “возвращение подкидыша родителям”).Судя по программным документам и статьям с их сайта, идейные установки “Поры” очень близки к Вашим (хотя у них, конечно, нет Вашего владения языком и опыта противостояния властям).Хотелось бы узнать Ваше мнение об этом движении, а также о его перспективах на российской почве (Есть ли шанс в ближайшие 10 лет провести нашу “цветочную” бескровную революцию или же фашисты вместе с “нашистами” научат нас ходить строем с портретами Большого брата с Лубянки?)
Ответ
Аналог «Поры»
- это может быть «Идущие без Путина»
. Это тоже очень близкое молодежное движение, они выступали на нашем митинге 23 февраля, на митинге солидарности с чеченским народом. То, что это смелые и активные ребята - это хорошо. Главное, чтобы они не солидаризировались с аналогичными по степени неприятия режима левыми организациями и откровенно фашистскими, типа лимоновцев, акаэмовцев, разного рода нацистов, скинхедов. Мы не можем их заставить, но мы были бы рады, если бы они пришли к нам, и мы готовы создавать с ними любые блоки, можем передать им свой опыт, можем дать им исторические знания, подготовить к существованию в политике. Но, как правило, этого рода движения все молодежные и им скучно и с историей, и со старшими товарищами, и с какими-то идейными документами, им нужно прямое действие, action directe. Если они нас пригласят, мы можем им рассказать, как надо действовать, чтобы избежать левой угрозы, и чтобы не принести вред вместо пользы. Пожалуйста, мы для общения с такого рода организациями всегда открыты, но, согласитесь, что мы не можем к ним напрашиваться сами. Они должны выразить желание с нами общаться.Бескровная «цветочная»
революция зависит не только от молодежных организаций и вообще не только от политических организаций, она зависит еще от гражданской зрелости народа. Цветочки все растут на какой-то почве, и апельсины тоже на ней произрастают, они не стоят корнями на млечном пути. Украина четырнадцать лет жила вне советского ига, у нее не было никакого груза имперских преступлений, она не проливала кровь в Чечне, на ней нет вины, она не отстаивала остатки империи. Все это время она смотрела на Европу и пыталась выплыть, у нее не было нефти и газа, которые бы заменили ей экономику, у нее развивался малый бизнес, она учила украинский язык, который четырнадцать лет назад мало кто знал за пределами запада. Она шла своим национальным путем и она шла без страха, потому что не было там ни арестов ученых, якобы за шпионаж, ни разгрома каналов, а Гонгадзе убили и то тайно, но никто бы не посмел прийти на какой-то общенациональный канал в черных масках и просто его закрыть и выгнать журналистов на улицу, даже на канале 1+1 они действовали более аккуратно. И потом, все время оставались независимые каналы, даже когда Кучма попытался подмять под себя прессу. И, в конце концов, в Украине все время были свободные выборы, и народ не голосовал за партию власти, а голосовал идеологически. И как только власть попыталась остаться навечно и подделать результаты выборов, народ, который проголосовал правильно, то есть проголосовал ответственно и со всей гражданской зрелостью за Ющенко, за «Нашу Украину»
, возмутился, и вот здесь понадобились радикальные организации, молодежные, демократические для того, чтобы повести народ на майдан, для того, чтобы вернуть страну, заметьте, не к какой-нибудь анархической ситуации, а в конституционное русло. Такая высочайшая организованность, такое полное отсутствие беспорядков, погромов, грабежей, насилия, злобы, мести, поджогов свидетельствует о том, что Украина очень далеко от нас ушла. Все опросы общественного мнения и ответы на них нашего народа не показывают, что мы близки к этой самой бескровной цветочной революции, потому что главное в этом все-таки не цветочки, а почва. Нашим цветочкам не на чем расти. И потом я бы очень хотела, чтобы у нас были во главе угла такие люди, как Юлия Тимошенко и Ющенко, потому что это настоящие идеалисты, подвижники, и они пришли к власти не для того, чтобы что-то захапать, а для того, чтобы что-то сделать. Мне кажется, что в нашей ситуации на них похож, из тех, кто сейчас действует в политике, только Борис Немцов и некоторые деятели Союза Правых Сил, такие, скажем, как Егор Гайдар. Анатолий Чубайс из другого ряда, он едва ли будет организовывать цветочные революции, он просто очень грамотный специалист, профессионал, который может провести реформы (кстати, это и Украине понадобится). Наша политическая оппозиционная элита производит впечатление куда меньшего идеализма и куда большего местничества, и, откровенно говоря, они не кажутся ни бесстрашными, ни даже стопроцентными европейцами, потому что даже в «Комитете-2008»
полно людей, которые не понимают, что надо уйти из Чечни. Элита «цветочной революции»
, ее движущие силы должны быть абсолютно антиимперскими, абсолютно европейскими, у нас таких сил или очень мало, или они вообще не способны выходить на площадь, как большая часть СПС. Так что, не думаю, что у нас есть в ближайшие, скажем, пять лет перспективы провести «цветочную»
бескровную революцию.