Эхо Москвы :: Интервью: Михаил Кочетков
2002-09-29
Эхо Москвы :: Интервью: Михаил Кочетков
29 сентября 2002 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы»  Константин Боровой  предприниматель, создатель первой Российской товарно-сырьевой  биржи, Валерия Новодворская  лидер партии «Демократический союз», автор-исполнитель Михаил Кочетков.
Эфир ведет Нателла Болтянская.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Сегодня в нашей студии большая компания. Валерия Новодворская. Добрый вечер.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Добрый вечер, если этот вечер добрый.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Вот я знала, что вы это скажите. Константин Боровой.
К. БОРОВОЙ  Добрый вечер!
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Без всяких комментариев.
К. БОРОВОЙ  Да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Автор-исполнитель, Михаил Кочетков. Добрый вечер.
М. КОЧЕТКОВ  Добрый.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  И мы занимаемся совершенно невероятным в такой компании делом, мы играем в «Буриме». Дело в том, что с моей точки зрения творческая составляющая любой попытки объяснить свои идеи, эта творческая составляющая чрезвычайно важна. Я должна сказать вам, уважаемые слушатели «Эхо Москвы», что наши гости известны не только в политике, но  в литературе, потому что мало кто знает, что первые неприятности Валерии Новодворской были связаны именно со стихами. Я права?
В. НОВОДВОРСКАЯ  Первая, но не последняя.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ну, это понятное дело.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Правда, стихи были плохие.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ну, кстати говоря, эти стихи были напечатаны, не прошло и 30-ти лет, как все это произошло, как эти стихи напечатали.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Ну, они немножко слабее Данте, может быть, на уровень чистилища или рая они не годятся, но ниже уровня «Ада».
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Я думаю, что мало кто знает о том, что помимо бизнес-деятельности  и политической деятельности Константин Боровой тоже грешит творчеством стихотворным. Есть такое?
К. БОРОВОЙ  Стихи нет, пьесы, вот пьесы да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Кто частушки писал?
К. БОРОВОЙ  А, да, конечно.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Народ, частушки писал народ!
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ну, понятно.
К. БОРОВОЙ  Это не поэзия все-таки, это частушки.
В. НОВОДВОРСКАЯ  А он их просто спел.
К. БОРОВОЙ  Или будем, причисляем
В. НОВОДВОРСКАЯ  Да это былины, это «струны звонкие Баяна».
К. БОРОВОЙ  Причисляем к былинам.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Многие считают, что Михаил Кочетков автор песен и стихов исключительно про водку и женщин. Но я тоже считаю, что это не так.
М. КОЧЕТКОВ  Это так.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Это не так. Ну, у меня есть доказательства, могу их предъявить, но я думаю, что шаг за шагом мы их все-таки предъявим, эти доказательства. У меня вопрос ко всем присутствующим. Как вы считаете, мешает ли искусство любому режиму? Такой, непревзойденный по гениальности вопрос.
К. БОРОВОЙ  Ну, это свободное творчество. Всякая свобода мешает. Свобода это спонтанность, это непредсказуемость. Вот сегодня что-то произошло, какая волна сегодня была прекрасная, я ее наблюдаю по всем каналам. Из-за выборов, да? Спонтанность, неожиданный ход, власть просто в обмороке. Вот она хлопнулась в обморок, и второй день не может подняться. Мне кажется, мешает.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Я думаю, что отношения власти с искусством становятся уже совершенно трагичными тогда, когда власть не давит искусство, что для искусства, может быть, и полезно. Тогда искусство оформляется в виде журнала «Метрополь», в виде произведений Войновича, Аксенова, шикарного «сам-» и «тамизадата», бессмертных творений, которые переживут века. А когда власть начинает искусство употреблять в своих гнусных целях. Вот, например, как мэр Лужков собрался употребить архитектуру и скульптуру, объявив произведение бездарного скульптора Вучетича, статую преславную палача и коммуниста Дзержинского, произведением искусства, равным Фидию, Праксителю, всем богиням Древней Греции, вот сразу поставил
К. БОРОВОЙ  Ты еще хотела сказать про день рождения Юрия Петровича Любимова.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Как у вас интересно-то!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Ну, дело в том, что мы сейчас с вами разговариваем на стыке двух абсолютно разных событий. Одно прекрасное, другое ужасное. Но вот такой стык. Сегодня 40 дней со дня расстрела нашей чекистской властью Владимира Головлева. Как вы понимаете, тоже за своего рода искусство, за создание оппозиционной партии «Либеральная Россия», а завтра 85-летний юбилей Юрия Петровича Любимова, который всю жизнь был великолепным оппозиционным художником. «Таганка» была якобинским клубом нашим. И вот сейчас власть, которая отобрала у него в лице коммуниста Губенко его театр, который он столько лет строил для себя, дополнительное помещение, где мы все смотрели «Три сестры», первые версии спектакля. Вот сейчас власть делает вид, что она его безумно любит. И что вот все эти годы преследований, цензуры, когда каждый спектакль буквально вымаливать приходилось, эмиграции вынужденной, и всего такого, этого не было. А вот любят они его. И понятно, что Шестой канал делает прекрасный фильм, Евгений Киселев, оппозиционный журналист, и фильм очень удался о Юрии Любимове. Но Второй канал, государственный, который делает документальный фильм о Любимове, и тоже складывает губки бантиком, наш, мол, художник
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ну, время все-таки прошло.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Время прошло, но эта власть не ушла. Она у нас в тех же сапожках, и только что маузер положила в задний карман, и его не видно. Может быть, это уже не маузер, а тот пистолет ТТ, из которого был расстрелян Владимир Головлев.
К. БОРОВОЙ  Лерочка меня попросила сегодня оппонировать ей, я должен сказать
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Кого хвалить будете, Константин Натанович?
К. БОРОВОЙ  Нет, я не хвалить, я должен сказать, что ситуация чуть-чуть не точна, конечно. Мы сегодня присутствуем при стабильности, прекрасной стабильности, которая нравится всему остальному миру. Мы присутствуем при реформе экономической системы. То есть, вот таких решений нельзя было принять при Ельцине, вот то, что принимается сегодня. Это совершенно очевидно. Мы присутствуем при внешней политике государства Российского, которая не могла быть реализована еще несколько лет назад. Наоборот, была истерика какая-то. То есть, по-моему, все хорошо. Я согласен с Лерочкой, что идет ужасная война, и мы должны с этим бороться. И, кстати говоря, это всегда будет, вот что-нибудь в этом роде. Я считаю, что свобода СМИ это проблема, за которую, за свободу, нужно всегда бороться. Но это всегда и будет проблемой. И вы, кстати, журналисты, должны тоже немножко за это бороться. Не только Валерия Ильинична Новодворская.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Я попросила бы принять участие в обсуждаемой теме моего коллегу, Михаила Кочеткова.
М. КОЧЕТКОВ  Ну, мне кажется, если умная власть, то, конечно, искусство ей только на руку, потому что она, перетаскивая каких-то, можно даже сказать временно опальных каких-то представителей культуры, она перетаскивает и их почитателей. Ну, я не сказал бы, что это у нас уж очень умно происходит. Я очень осторожно стараюсь о таких вещах говорить.
К. БОРОВОЙ  А какие примеры, кстати, вот?
М. КОЧЕТКОВ  Перетаскивания?
К. БОРОВОЙ  Да.
М. КОЧЕТКОВ  Ну, по крайней мере, тот же Любимов, это тоже пример. То есть, когда это делается уже официально, официозно, я бы сказал. А в основном как это идет, я в свое время написал четыре строчки такие:
Умом Россию не понять, Россию носом не понюхать,
Не услыхать Россию ухом, и даже пальцем не помять.
Россию не увидишь глазом, и не положишь под язык,
Она похожа на оргазм в метро, с похмелья, в час пик.
Поэтому здесь все происходит немножко в угаре и с похмелья.
К. БОРОВОЙ  А я бы не согласился, что Юрия Петровича перетащили. По-моему, каждый день ему наносит оскорбление это «Содружество актеров „Таганки“», которое, по существу, украло у него театр.
М. КОЧЕТКОВ  Это уже другое, уже средний уровень. Уже идет гнев народный не на верхушку на самую, а на середину.
К. БОРОВОЙ  Театр в нищенском состоянии, я там бываю часто внутри, — мы дружим с Юрием Петровичем, — там ужасно все. Не хватает денег, на постановки не хватает. То есть, власть его не приветила.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Да, Юрий Петрович ни пальцем, ни бровью этой власти не подмигивает. И даже в этом киселевском фильме он так вкусно говорит: «я  человек старый, я родился в 17-м году, я с удовольствием смотрел, как хоронят Ленина», так что, знаете ли, власть от него не покорыствуется. И когда Войновичу давали премию, то, конечно, не брали с него обязательства, что он напишет продолжение «Чонкина», и Чонкин подружится с Путиным. И что их приключения уже дальше будут в таком ключе, совместные, что они в одном партизанском отряде, или в одном бараке на Колыме. Другое дело, что не надо было брать эту премию. И вот я могу заранее предупредить, что если мне что-нибудь дадут от этой власти, я не возьму, пусть лучше не пытаются.
К. БОРОВОЙ  Мы тебе ничего не дадим.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Валерия Ильинична, вопрос вот какой: когда началась перестройка, я помню свое совершенно ошалевшее состояние, когда я увидела напротив себя в метро сидящего человека в милицейской форме, который читал «Новый мир», в котором я знала, что было напечатано. А напечатан там был Солженицын. Можно, там я не знаю, любить, или не любить Александра Исаевича, но вы знаете, я это восприняла как подарок, вот личный подарок мне, гражданину этой страны. И ведь, наверное, в жизни каждого из нас такие моменты были. Нет?
В. НОВОДВОРСКАЯ  Да, но зацикливаться на положительных моментах
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Не надо.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Это значит просто обрастать тиной, мхом, расслабляться, делаться лежачим камнем, под который вода не течет.
К. БОРОВОЙ  Это про меня.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Вот по поводу восторгов уважаемого оппонента я могу сказать, что если бы он был немного постарше, и возрастом, скажем, Юрия Петровича Любимова догонял, то он бы мог, если бы он не был так молод, он мог бы наблюдать нашу внешнюю политику на еще более тесном уровне, еще более тесного союза с Западом. Иосиф Виссарионович Сталин просто на шею вешался, что Рузвельту, что Черчиллю, Большая тройка, и вот сидят они все рядышком, его называли «дядюшка Джо», и отношения были самые теплые. Союзники, а это была антигитлеровская коалиция, а теперь антитеррористическая. На самом деле, «дядюшка Джо», как вы понимаете, не любил ни Великобритании, ни Америки, а просто получал от них то, что ему было нужно. И у меня есть сильные подозрения, что нынешний Кремлевский властелин еще меньше любит Великобританию и США, но он уже довольно много получил за свои неискренние улыбки.
К. БОРОВОЙ  Ну, там были идеологические расхождения все-таки. Здесь речь идет о странах с одной и той же экономической и политической, по существу, системой.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Да, только без сталинского гимна, и без любви к Андропову
К. БОРОВОЙ  Я не думаю, что кому-то из слушателей «Эхо Москвы» нравится сталинский гимн. Так прекрасно, что он есть.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Президенту нравится.
К. БОРОВОЙ  Прекрасно, что он есть, давай не вставать при исполнении этого гимна.
В. НОВОДВОРСКАЯ  А куда надо идти, чтобы не встать?
К. БОРОВОЙ  Ну, это вторая проблема. И призывать людей порядочных делать то же самое: не вставать при этом гимне, и не считать его гимном России, а считать его гимном Советского Союза.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Так порядочные люди не допускаются в Думу, в зал заседаний, на начало и конец сессии, когда там исполняется этот гимн. Если мы обратимся к спикеру Селезневу с подобной просьбой, пустите нас посидеть под ваш гимн, я боюсь, что он не согласится на этот вариант. А что касается нашей экономики, то я, конечно, полный профан по сравнению с Константином Боровым в экономических вопросах, но просто в нашем журнале «Новое время» иногда печатается Андрей Илларионов и Дубинин Сергей, и вот они-то специалисты, они говорят, что мы капитализм строим совершенно неправильно, что это олигархический капитализм, госкапитализм, и на наших глазах только что придушили двух олигархов, вместе с их собственностью.
К. БОРОВОЙ  Когда ты еще меньше понимала в экономике, Лерочка, у нас в стране были такие споры, очень смешные: что сначала, приватизация или либерализация цен. Бедного Егора Тимуровича Гайдара, я помню, Саша Руцкой уродовал и в «Эхе Москвы», и по всем каналам телевидения, что он ничего не понимает в экономике.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Слушайте, какой у нас талантливый в поэтическом плане народ!
Н. БОЛТЯНСКАЯ  А я что говорила?!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Такому бы народу, да нормального президента, да еще мэра в столицу поприличнее. Мне кажется, что здесь приоритет абсолютный за
К. БОРОВОЙ  А мне мэр нравится, а мне мэр нравится! И Нателле нравится.
В. НОВОДВОРСКАЯ  На постамент его, на постамент.
К. БОРОВОЙ  Она, между прочим, у него на канале выступает, и ей нравится Юрий Михайлович.
В. НОВОДВОРСКАЯ  А это его канал?
К. БОРОВОЙ  Нет, ну в каком-то смысле.
В. НОВОДВОРСКАЯ  А в каком, в каком? Он за него платил?
К. БОРОВОЙ  Я считаю, что очень интересный ход  попробовать поставить Дзержинского, и посмотреть, что будет. Восстановится ли советская власть. Такой эксперимент, смотри
В. НОВОДВОРСКАЯ  На кошках сначала, а потом уже на людях.
К. БОРОВОЙ  Минуточку, минуточку, обрати внимание, что происходит с чеченской войной. Убивают тысячи людей, народ что, выступает против, у тебя кто-нибудь на митинг пришел? Никто не пришел. То же самое и с Дзержинским. Юрий Михайлович очень правильно делает, он пытается взбодрить народ, и говорит: вы чего? Вот таким изысканным способом.
В. НОВОДВОРСКАЯ  А, такой диссидент!
К. БОРОВОЙ  Да, он диссидент.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Слушай, а может быть, углубить просто твою идею? Скажем, наймем чекистов отставных, положим им хорошее жалование, вытащим из музея черные «Маруси», и пусть они по квартирам отправятся, арестовывать.
К. БОРОВОЙ  Нет, ну это крайний случай.
В. НОВОДВОРСКАЯ  И посмотрим, что будет.
К. БОРОВОЙ  Это крайняя мера. Но на самом деле результат-то, давайте как с Жириновским, понимаете, он говорить может все, что угодно, но результат: он предотвращал реальный фашизм в России. То же самое и Юрий Михайлович. Не важно, в какой форме, какова технология его работы, результат, результат-то
В. НОВОДВОРСКАЯ  Вот у вас референдум сейчас отменили, потому что никто не хотел видеть ответы на коммунистический вопрос.
К. БОРОВОЙ  Подожди, Лер, ты мне не даешь договорить. Результат какой? Всколыхнулся народ, вспомнил о том, что это палач. Наконец-то там кто-то проснулся, чухнулся.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  То есть, как это прививка Перке, да?
К. БОРОВОЙ  А может быть, может быть, Перке, да.
М. КОЧЕТКОВ  Еще может быть один такой вариант, я думаю, что на этот постамент можно раз в месяц разные скульптуры ставить, как раз смотреть, какая будет реакция у народа.
К. БОРОВОЙ  Да, да, да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Очень дорого, Миш.
М. КОЧЕТКОВ  Ну, у них же много стоит там, в саду.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  А, в саду
К. БОРОВОЙ  У меня был вариант, — вот не даст соврать журналист, который снимал это интервью, — был  вариант такой: спилить голову и разные головы присобачивать. Там, раз в месяц.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Нет, самый лучший вариант пришел к нам на сайт «Демократического союза» из интернета: поставить памятник сносу памятника Дзержинского.
М. КОЧЕТКОВ  То есть, поставить там просто кран, я понимаю, да?
В. НОВОДВОРСКАЯ  На постаменте с петелькой на шее, а вокруг демократы с краном. Все будут довольны.
К. БОРОВОЙ  Это называется «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить», — и подпись «Ленин».
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Миш?
М. КОЧЕТКОВ  Я, вообще-то, честно сказать, большой профан и в экономике, и в политике, потому что меня какие-то вещи волнуют, наверное, все-таки более мелкого ну, для меня это очень крупный масштаб, но это мелко для политических таких казусов, которые происходят. Я спою просто песенку, наверное, которое вот сейчас испытывает ощущение большая часть нашего населения. Это постоянная такая боязнь и нужда. Можно я, как раз немножко отвлеку?
К. БОРОВОЙ  Пожалуйста.
(песня)
К. БОРОВОЙ  Я, кстати, не против того, чтобы поставили памятник Дзержинскому, пусть поставят, ну, интересно же!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Нет, не интересно!
К. БОРОВОЙ  Лер, ну, интересно, смотри, ну это же феноменальная ситуация!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Я знаю ответ.
К. БОРОВОЙ  Убивают каждый день, каждый день просто такая мясорубка, убивают народ, молодых ребят, все терпят. Ну, нравится им.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Это в порядке эксперимента?
К. БОРОВОЙ  Нет, ну нравится, давай Дзержинского пусть поставят, посмотрим. Или что-нибудь еще.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Понимаешь, я гуманист все-таки. Эксперимент, сколько уже там легло людей, в Чечне, уже тысяч 500, в порядке эксперимента. Я не готова на людях проводить такие эксперименты. Вот на Украине недавно провели такой эксперимент, в Украине задали вопрос народу, очень созвучному с нашим, как вы хотите жить: в бедной, но демократической стране, или в богатой, но тоталитарной? И 14% согласились жить в бедной, но демократической, а остальные предпочли богатую и тоталитарную. Я знаю ответ. И те, кто отменил референдум, знают ответ на коммунистические вопросы, хотите ли вы все даром, и все много, и чтобы земля была в государственной собственности. Такого рода эксперименты слишком дорого обойдутся. «Никогда не надо играть», — как сказал Альбер Камю.
К. БОРОВОЙ  Ну, ты знаешь, вот я, если возвращаться опять к ситуации с Жириновским, я восхищаюсь им. Это игра, игра гениальная. В 93-м году он спас страну от фашизма. Ведь помните, да, голосование, 25%, то есть, все проголосовали за фашизм баркашевского типа. В соответствии со всеми законами историческими империя развалилась, значит, остаток империи голосует за империю, за самый жесткий вариант. За фашизм. Это было в Югославии, и вообще, это всегда происходит. И Владимир Вольфович аккуратненько собрал эти голоса, и там, приплясывая, спустил их в унитаз, и никакого фашизма не произошло, да?
В. НОВОДВОРСКАЯ  Это, не забывай, что Ельцин тогда еще был у власти, который только что аналогичных фашистов, достаточно бодро перестрелял в Белом доме. И если бы от Владимира Вольфовича это зависело, мы бы давно здесь не сидели.
К. БОРОВОЙ  Я, кстати говоря, слушал однажды передачу такой известной журналистки, Нателлы Болтянской, она пригласила к себе в эфир несколько человек, они обсуждали вот эту ситуацию 93-го года. Все до одного считали, что Ельцин убийца, разрушил демократию в России в 93-м году, значит, то, что он атаковал, они все называли парламентом, там про Баркашова  они забыли, про всех остальных
В. НОВОДВОРСКАЯ  А в каком году состоялась эта историческая передача?
К. БОРОВОЙ  Ну, недели две назад, может быть.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ну, может быть, три, хотя
К. БОРОВОЙ  Да, да, была передача
В. НОВОДВОРСКАЯ  А, ну тогда понятно.
К. БОРОВОЙ  Очень странный состав был тогда.
В. НОВОДВОРСКАЯ  В октябре 93-го, когда потухли экраны, у них было абсолютно другое мнение, они визжали от страха, и просили у Ельцина: «заступитесь!"
К. БОРОВОЙ  Ну, такова особенность ситуации, когда побеждает демократия  побеждают все. Когда побеждают коммунисты или фашисты, побеждают они. Когда побеждает демократия  побеждают все.
В. НОВОДВОРСКАЯ  А Владимир Вольфович сделал действительно головокружительную карьеру. Он давно уже не шут, он давно уже определяет нашу внешнюю политику. И его устами глаголет и Совет безопасности, во главе с одним Ивановым, и министерство иностранных дел, во главе с другим Ивановым.
К. БОРОВОЙ  Ты его недооцениваешь!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Он сделал фашизм общеупотребительным.
К. БОРОВОЙ  Ты его недооцениваешь. Я считаю, что высокий класс политика, и вообще публициста, это когда 1,5% понимают юмор, понимают то, что он говорит. Вот когда Примаков вдруг сказал, что надо помогать Милошевичу, через полчаса выступил Жириновский и сказал: да, и объявить войну НАТО. Понимаете, он берет любую, я ему это лично говорил, любую коричневатую мысль и доводит до абсурда. Гений!
В. НОВОДВОРСКАЯ  И остается в политике.
К. БОРОВОЙ  Как мы перевели тему, да, на Жириновского?!
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Интересно!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Да, то есть, это расхожий фашизм, бытовой фашизм, фашизм пошел в массы, и фашизм стал допустимым на всех каналах, по всем эфирам.
К. БОРОВОЙ  Он стал допустимым не благодаря тому, что делает Жириновский.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Но он довольно много приложил
К. БОРОВОЙ  Он стал допустим благодаря историческим событиям: развал империи, все, ничего сделать нельзя.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Всегда это чревато.
К. БОРОВОЙ  Не чревато, это всегда происходит. Он просто оседлал этого конька, он превращает это в шутовство, он хлопает по плечу народ, общество, говорит: да ладно вам, ребята, ну чего, ну Шутит, шуткует.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Ну да, а фашисты есть скучные, есть веселые, это веселый фашист.
К. БОРОВОЙ  Да.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Но от этого он не становится в меньшей степени фашистом.
К. БОРОВОЙ  А чего мы о нем говорим? Мы об актуальных событиях хотели поговорить. Нателла, что у нас на этой неделе произошло интересного?
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ну, вот вас просили прокомментировать разрешение в Москве соответствующей партии.
К. БОРОВОЙ  Да, это нехорошо, но я думаю, что не опасно. Это событие в ряду вот того, что произошло с памятником. Это такой разгул демократии, разгул свободы.  Когда нет ощущения опасности, когда не кажется страшным, что вот фашистскую партию разрешили. В другой ситуации поднялась бы какая-то волна. А тут, ну подумаешь, три человека решили Я тут был на каком-то эфире, напротив меня защищали Саддама Хусейна, сидели два идеолога русского фашизма. Приглашают на телевидение, ну и что?
М. КОЧЕТКОВ  С другой стороны, будут на виду, по крайней мере.
К. БОРОВОЙ  Да.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Ну, а с третьей стороны, в версию о разгуле демократии можно было бы поверить, если бы не была запрещена тем же Минюстом, то есть, не было бы отказано в регистрации, совершенно европейской, безобидной, конституционной „Либеральной России“. Но простите, в той ситуацию, когда „Либеральная Россия“ не получает регистрацию из-за того, что очень силен антипутинский подтекст
К. БОРОВОЙ  А какие там были формальные основания?
В. НОВОДВОРСКАЯ  Формальные основания были абсолютно пустые: несколько скобок и запятых в уставе. Причем как раз в тех самых главах, которые были переписаны у прекрасно зарегистрированного „Единства“.
К. БОРОВОЙ  А поменять эти скобки, запятые можно было?
В. НОВОДВОРСКАЯ  Поменяли, вот увидите, какой теперь будет ответ. Или зарегистрируют слишком поздно, или найдут
К. БОРОВОЙ  Нателла, мы в прямом эфире спорим с Новодворской, что зарегистрируют. Я говорю.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  На что спорите?
К. БОРОВОЙ  На 10 долларов.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Понятно, принято.
К. БОРОВОЙ  Принято, все, поспорили.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Поэтому я думаю, что то, что произошло с этой „Народно-патриотической партией“, это то, что у нас периодически происходит, когда некий господин Миронов, будучи министром печати, вдруг стал публично одобрять фашизм, когда некий господин Ткачев, будучи губернатором Краснодарского края, совершенно официально с вершин власти, снежных, и горных, держит такие речи, которые только Геббельсу под стать. Это полуфашистская страна, это сильнейшая фашистская токсикация, когда убивать евреев, вот это главная задача этой „Народно-патриотической партии“, это нормально. Это норма. Минюсту не пришло в голову, что это предосудительно. Вот и все. Это не разгул демократии, это отсутствие понимания о том, что есть закон, что можно, чего нельзя, что черное, и что белое.
К. БОРОВОЙ  А мне кажется, все хорошо. Мне кажется, что в любой стране, в любой стране абсолютно те же проблемы. Я знаю, недавно я встречался с политиками из Франции, ну вот абсолютно те же проблемы.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Менее острая форма, возможно.
К. БОРОВОЙ  Точно такая же форма.
М. КОЧЕТКОВ  Нет, во Франции как раз да.
К. БОРОВОЙ  Все то же самое. Это и есть демократия, и мы обязаны, с Лерочкой, бороться за вот этот наш, так сказать, бастион, защищать его, демократический, или либеральный. Коммунисты обязаны бороться за свой бастион, и это вот и есть политика, это и есть общественная жизнь.
М. КОЧЕТКОВ  Мне кажется, что даже немножко по-другому. Вот что было бы дальновидно ее легализовать, чтобы потом, после какого-то уже конкретного события, их будет все равно не мало, наверное, потом ее закрыть как КПСС, тогда она будет уже официально закрыта.
К. БОРОВОЙ  Ну, во всяком случае, давайте наблюдать за деятельностью этих друзей. А что с ними делать, — наверное, суд будет решать. Нателл, знаете, сейчас о чем подумал? Вот мы часто с Лерочкой спорим о том, кому надо вот то, что она делает, вот, там, „Демсоюз“, вот эта позиция, сколько поддержки, есть она, нет она, нужна  ли, вообще говоря, эта точка зрения. У меня сейчас вдруг мысль такая неожиданная пришла, что, конечно, нужна. Мы приходим  к выводу, там где-то одна десятая, две десятых процента, им это нужно, они разделяют полностью, хотя, может быть, и две десятых процента. Но самое главное, ведь мы, Лер, смотри, мы имеем возможность говорить, ты имеешь возможность говорить чуть-чуть там после 10-ти вечера. Знаешь, как эта порнография, или педофилия после 10-ти вечера.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Так!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Молись, чтобы „Эхо Москвы“ не закрыли!
К. БОРОВОЙ  Такая форма извращения!
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Вы  к какой категории себя относите, к педофилии, или к какой другой?
К. БОРОВОЙ  Нет, демократия как форма сексуального извращения, легкого такого. Но после 10-ти вечера  пожалуйста, говори. Хочешь, против памятника Дзержинскому  пожалуйста, свобода.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Мне это напоминает одно стихотворение, детское.
К. БОРОВОЙ  Сейчас скажешь. Смысл какой? Не смущай тех 95%, которым все нравится. Нравится памятник, нравится война. Не смущай. А после 10-ти  пожалуйста, раздевайся, говори что хочешь, пожалуйста.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Мне это напоминает одно детское стихотворение, там ребенок обращается к отцу: папа, купи мне новые ботинки, денег нет. Ну, и вот перечисляются все недостатки отца, он и пьяница, алкоголик, и под забором валяется, и в семью деньги не несет, и детей не воспитывает. И тут ребенок ему, наконец, говорит: папа, спасибо, что ты от мамы не ушел. А папа отвечает: время есть, могу уйти. Так вот, молись, чтобы „Эхо Москвы“ не закрыли, а то и после 10-ти часов негде будет разговаривать.
К. БОРОВОЙ  Нет, нет, ну, во-первых, наверняка еще пару радиостанций, так сказать, для половых извращений вот такого типа, демократических извращений придумают.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Демократические половые извращения
В. НОВОДВОРСКАЯ  Я глас вопиющего в пустыне. А может, прямо уже в пустыне этот глас поместят? Где ему и место.
К. БОРОВОЙ  Во-первых, есть замечательный журнал, Лерочка в нем работает. Я забыл, его никто не видит. Как он называется?
В. НОВОДВОРСКАЯ  Его читает вся элита, он лежит в библиотеке Конгресса США.
К. БОРОВОЙ  Да, Конгресс США читает.
В. НОВОДВОРСКАЯ  „Новое время“. Его читает Конгресс США.
К. БОРОВОЙ  „Новое время“, прекрасный, нет, действительно, хороший журнал, либеральный такой, последовательный
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ну, вы хорошо его представили: я забыл, как он называется, его никто не читает!
К. БОРОВОЙ  Нет, нет, там бывшие сотрудники КГБ, в основном, очень хорошие, приличные люди!
В. НОВОДВОРСКАЯ  Там нет ни одного сотрудника КГБ.
К. БОРОВОЙ  Нет, хороший журнал, это я шучу.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Это орган либеральной интеллигенции.
К. БОРОВОЙ  Нет, это я шучу, это очень хороший журнал.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Элитарный, поэтому еще не закрыли.
К. БОРОВОЙ  Вот он есть, в нем можно высказываться.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Ага, у нас тираж 25 тысяч.
К. БОРОВОЙ  У вас тираж 8 тысяч, но это не важно.
( общий хохот)
К. БОРОВОЙ  Это не важно. Если захотят Рекламу надо делать, вот ты выступаешь на „Эхе Москвы“, рекламируй. Я забыл, как называется? „Новое время“! Да?
В. НОВОДВОРСКАЯ  Мыслящие люди отличаются от немыслящих тем, что способны сами отбирать информацию и искать ее источники, они рекламой не пользуются. Так вот, 25 тысяч это, видно, количество мыслящих людей в России. А другие, может быть, мыслят уже настолько самостоятельно, что им и „Новое время“ не нужно.
К. БОРОВОЙ  В каждом номере Лерочка печаталась. Спорим, сейчас мы объявили об этом, теперь тираж вырастет еще на 500 экземпляров.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Все слушатели „Эхо Москвы“
К. БОРОВОЙ  Да.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Сколько слушателей у „Эхо Москвы“?
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Я не знаю сколько.
В. НОВОДВОРСКАЯ  Вот, все еще выпишут „Новое время“.
К. БОРОВОЙ  Да, да.
В. НОВОДВОРСКАЯ  И запишутся, если не в „Демократический Союз“, то хотя бы в „Либеральную Россию“, чтобы была охота ее регистрировать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ  Ох, Валерия Ильинична, вашими бы устами!..