Израильская газета 'Вести-2', 1.08.2002. Из первых уст.
ВЛАДИМИР ХАНЕЛИС, корреспондент "Вестей" в странах СНГ
— уверена Валерия Новодворская, известный общественный и политический деятель России, правозащитница и публицист Новодворская Валерия Ильинична, один из лидеров партии "Демократический союз России", родилась 17 мая 1950 года в г. Барановичи; прадед — профессиональный революционер; дед родился в Тобольском остроге, где отбывали срок его родители-революционеры. В 1969 году была впервые арестована, после освобождения окончила вечерний факультет иностранных языков Московского областного педагогического института, владеет французским, немецким, английским, итальянским языками, латынью и древнегреческим; работала педагогом, библиотекарем, переводчиком. С 1972 года участвовала в тиражировании и распространении самиздата; в 1988 г. участвовала в создании партии "Демократический союз"; в мае 1991 года была арестована по обвинению в призывах к насильственному свержению государственной власти, освобождена в августе 1991 г., в 1993 г. вошла в предвыборный блок Партии экономической свободы; увлекается туризмом, плаванием, театром, книгами.
— В Москве, да и во всей России происходит, как модно сейчас говорить, кризис межнациональных отношений. Чуть ли не каждый день мы слышим и читаем об антисемитских плакатах, надписях, о столкновениях русских с "лицами кавказской национальности", нападениях на азиатов, негров и т. д. Что это? Жара? Перегрев мозгов? Пятна на солнце? Неблагоприятная экология? Или начало страшных, необратимых процессов озверения толпы?
— Это естественное развитие событий, подхлестываемое благословением из Кремля. Россия с давних времен была колониальным монстром. К моменту развала в 1917 году она уже была "империей зла". Об этом многое могли бы рассказать Польша, Грузия, народы Северного Кавказа, Средней Азии и несчастные евреи, запертые в "черте оседлости"... Советский Союз не только перенял все худшие черты империи, но и приумножил зло. Он стал чем-то средним между лохнесским чудовищем, Змеем-Горынычем и Кащеем Бессмертным. Удивляться волне эксцессов на межнациональной почве не стоит…
— Но в конце 90-х эта волна вроде бы начала спадать.
— Эта волна никогда не спадала. Крушение советского монстра, умирание красного динозавра вызвало, естественно, страшное гниение, разложение, зловоние. Туша, которой в 1991 году отрубили несколько лапок, почувствовала себя очень оскорбленной — начались конфликты, войны, в том числе и первая чеченская война. Обо всем этом мы говорили и предупреждали.
— Простите, "мы" — это кто?
— Демократы-западники, либералы правозащитного толка, которые никогда не ошибаются в поисках униженных и оскорбленных. Мы предупреждали, что если власти начнут тянуть за ниточку ксенофобии, говорить, что можно убить человека за то, что он брюнет, то дело очень скоро дойдет и до еврейских погромов. Люди простые, неразвитые, кретины рано или поздно заметят, что рядом с ними живут не только южане, которые в большинстве своем тихо и мирно торгуют фруктами, но и представители, как это было всегда и везде, интеллектуальной элиты — евреи. Вот эта элита и ответит за все...
— С одной стороны, в Москве построены прекрасные еврейские культурные центры, открылась синагога на Поклонной горе, концерты еврейских ансамблей проходят в Кремле... С другой — антисемитские плакаты со взрывчаткой, осквернение кладбищ, нападения на синагоги... Как это все сочетается?
— Сочетается просто — черносотенная масса, троглодиты очень хорошо чувствуют, когда власть говорит серьезно, а когда лицемерит. Евреев в средневековых городах избивали за то, что они были образованней, за то, что у них были лучшие здравоохранение, социальная защита, лучшая канализация.
— Но сейчас в Москве с канализацией вроде бы все в порядке...
— Да, с канализацией все вроде бы в порядке, но власти убрали Березовского и Гусинского не случайно. Это подействовало на инстинкты народа. И еще кавказцы умеют защищать себя с оружием в руках, да так хорошо, что вся федеральная армия вот уже который год не может чеченского "Шалтая-Болтая собрать". А евреи могут защищаться с оружием только в Израиле, и слава Богу, что они это делают, им не на кого и не на что больше надеяться.
— Один из двух главных раввинов России, Берл Лазар, часто говорит, что так свободно и хорошо, как живут сегодня российские евреи, они не жили никогда, что в этой стране нет государственного антисемитизма и власти во главе с президентом делают все, чтобы искоренить его остатки.
— Если верить этому раввину, то Путин скоро пройдет бар-мицвы.
— Ему это уже не грозит — бар-мицва совершается в возрасте тринадцати лет.
— Слова Берла Лазара напоминают мне выступления некоторых наших диссидентов, с которыми "поработали" в КГБ, перед иностранными журналистами, иногда прямо в Лефортово. Они говорили о том, какая в СССР свобода слова, как здесь хорошо живется интеллигенции и т. д. Надеюсь, что второй главный раввин России Адольф Шаевич до такой апологетики не дойдет. Не замечать разрисованной свастиками Москвы, не обращать внимания на организации, которые открыто говорят об искоренении евреев в России, может только слепой или человек, который хочет вести себя так, как вел себя глава еврейского самоуправления в Варшавском гетто. В Кремле сейчас власть КГБ. Той самой организации, которая сочинила "дело врачей", которая придумала вешать евреев на Красной площади... Эта власть никакой любви к евреям не испытывает. Это антисемитская власть. Ее не упросишь, ее не перевоспитаешь.
— Валерия Ильинична, в России сейчас свободно действуют десятки различных еврейских организаций, выпускаются сотни еврейских изданий, открываются новые и восстанавливаются старые синагоги, действует широкая система еврейского воспитания и образования, свободно изучаются иврит и идиш, нет никаких ограничений при поступлении в самые престижные вузы, на работу - и не замечать это может тоже, извините, только слепой.
— Сейчас ни для кого нет никаких проблем поступить в любой вуз. Половина из них работает на коммерческой основе. И вообще — Россия не лучшее место для получения образования. Все, кто может, едут учиться в Англию, Францию... Граница открыта. Не в последнюю очередь для того, чтобы отсюда уехала лишняя интеллигенция, чтобы было удобно разобраться с оставшейся протоплазмой.
— Вы считаете, что готовится такая разборка?
— Она уже идет! Нам, оставшейся интеллигенции, дают понять: для вас здесь нет земли. Пресса будет выстроена, демократия управляема... Если раньше власть не пускала евреев в престижные вузы и режимные предприятия, не разрешала выезд в Израиль, то теперь она натравливает на них охотнорядческую массу. Все эти скинхеды, баркашовцы развелись у нас под благостным солнцем одобрения власти. Милиция не желает с ними связываться, а в провинции, в Орле, например, были случаи оправдания откровенных погромщиков.
— Сегодня в ближневосточном конфликте Россия, на мой взгляд, занимает какую-то неопределенную позицию — никого явно не поддерживает, никого резко не обвиняет. Так себе — сидит на заборе, или, как говорят в театре, "держит паузу".
— С одной стороны, Россия ввязалась, участвует в "великом крестовом походе" против терроризма, и прямо поддерживать Ясера Арафата ей уж очень неудобно. С другой стороны — к нему Россию "влекут и чувства, и мечты". Они всегда дружили и любили друг друга. Вождям терроризма и экстремизма, учившимся в институте им. Патриса Лумумбы, объяснили, что, как пел покойный Галич, "израильская военщина известна всему свету, и, как мать и как женщина, я требую их к ответу". Недавно вроде бы независимый телеканал "Ren-TV" обратился к "послу" Палестины и ко мне за комментариями по поводу строительства "великой стены" в Израиле. Они, видимо, ожидали, что к воплям негодования посла я добавлю слова о недемократичности возведения стен в современном мире. Но я сказала: в происходящем на Ближнем Востоке виновен весь мир, все человечество, так как Израиль, еврейский народ оставлен без всякой помощи, брошен на съедение арабам. Израильтян вынудили, довели до такого состояния, что они решили отгородиться от палестинцев стеной. Мир должен прекратить делать замечания евреям. Мои слова были вырезаны, и получилась совершенно однобокая передача. На уровне ООН должно быть принято решение об отмене резолюции о создании Палестинской автономии, так как эта идея себя не оправдала. С одной стороны — создано демократическое, умное, процветающее, веселое Государство Израиль, где хорошо и евреям, и русским (которые приехали туда благодаря еврейским родственникам), и арабам, желающим жить по-человечески. А с другой — абсолютно нежизнеспособное территориальное образование. Оно даже не может себя прокормить. Все его силы и средства уходят на то, чтобы мешать жить другой стране. Подданные этого образования — самые несчастные люди в мире. Они не знают, как и где заработать на кусок хлеба. Их казнят только по одному подозрению в сотрудничестве с Израилем. Понятно — один мандат оказался лишним. Стоит ли губить палестинский народ, оставляя его под властью таких руководителей?
— Что же делать с этими людьми, с этими территориями?
— Может быть, им стоит жить под благостной сенью израильского государства...
— Ну уж этого я от вас, Валерия Ильинична, никак не ожидал. Зачем нашей маленькой стране такое большое несчастье? У нас довольно много людей, среди них и некоторые политики, считают, что в конфликте с палестинцами Израиль может рассчитывать на поддержку России. Ваше мнение?
— Серьезно рассчитывать на это может только окончательный идеалист, простак типа бедного дабл-ю Буша-младшего, который принимает за чистую монету лицемерные вздыхания Путина. Россия никому никакой поддержки оказать просто не может. Военной — нет армии. Материальной — нет денег. Моральной — нет морали. Политической — нет политики. Какая же польза от такого союзника?
— Вы хотите сказать, что английские, немецкие, французские, итальянские политические лидеры — все они простаки?
— Они подлецы. Но не о них сейчас речь. Россия за все время своего государственного существования, начиная с XIV века, ни одному народу не сделала ни одного доброго дела, не поддержала ни одного благого начинания, не помогла ни одной правой стороне. Полное безумие ожидать поддержки от этой страны, когда ее народ нисколько не изменился, да еще у власти стоят выходцы из КГБ.
— Где же правые и демократические силы России, к которым относитесь и вы?
— Сидят в ближайших кустиках. Если уж Берл Лазар, имея запасной паспорт и запасную страну, непонятно зачем рассыпается в таких комплиментах власти, то чего вы хотите от несчастных демократов, у которых "запасных выходов" нет? Иногда из этих кустов высовывается Явлинский и что-то говорит, но при этом повторяет: путинская внешняя политика меня вполне устраивает. Он боится, как бы его не приняли за оппозиционера. Жаль, очень жаль, что Григорий, наполовину еврей, дошел до жизни такой. Еще меньшую храбрость в критике путинской внешней политики проявляет Немцов. Он даже изобрел термин: мы — "правящая оппозиция". Бред! Правые поделили свою работу по формуле: "Хам пшеницу сеет, Сим молитву деет, Яфет власть имеет". Одни потихоньку будут критиковать Путина, Чубайс и Кириенко на него работать, все остальные — ему угождать.
— А кто же станет единым кандидатом от правых, если они объединятся, на следующих президентских выборах?
— А кого Кремль выберет — тот и будет. Из всей оппозиции остались только маленькие партии, которые ничего уже не ждут, ничего не ищут и никогда ничего не имеют. Это партии типа нашего "Демократического союза". Мы добровольно ушли в отщепенцы. "Либеральной России" вообще отказывают в регистрации. Есть Партия экономический свободы, маленькие правозащитные движения... Но все это капля в море. Российский народ никакими политическими партиями не охвачен — это чан с протоплазмой, значительная часть которой поддерживала и поддерживает коммунистов.
— Но власть недавно подвергла коммунистическую партию настоящему разгрому!
— Разгромили тех, кто пытался мешать чекистам. Но чекист коммунисту глаз не выклюет. Такие коммунисты, как Селезнев, будут продолжать свою деятельность в несколько другой форме. Если Зюганов поймет, что от него требуется, то ему дадут жить на политической арене. Не поймет — пойдет из думы с красным флагом на улицу, к Анпилову.
— Представим, что вы на двадцать четыре часа стали президентом России...
— Это если бы меня назначили Бушем, то я смогла бы справиться с задачей за двадцать четыре часа: прекратила бы всякое заигрывание с Россией, потребовала бы от Кремля "демократию на бочку", вывода войск из Чечни, прекращения преследования прессы... А не выполните все это — ни единого цента, ни одной куриной ножки больше не дам. Выступила бы в поддержку Израиля и потребовала этого же от ООН. А вот на месте Путина за двадцать четыре часа не справиться. Работы здесь на долгие десятилетия. Но в первый же день нужно было бы: вывести войска из Чечни и предоставить ей независимость, убрать звезды над Кремлем, закрыть Мавзолей, запретить коммунистическую партию, извиниться перед странами, которым Россия нанесла ущерб. А потом пришлось бы десятилетиями выкорчевывать остатки колониализма, становиться доброй, цивилизованной страной, воспитывать население в духе "разумного, доброго, вечного". И вот еще забыла — вернула бы Японии нашу разбойничью добычу — ее острова.
— А что с Калининградом-Кенигсбергом?
— Немцы его уже и не требуют вернуть. Они Восточную Германию еле-еле переварили. А уж Калининград с его русским населением нанесет тяжелый ущерб их "пищеварению". Такой подарок им ни к чему. По этой же причине и Финляндии, и Эстонии не нужны их территории в Карелии и Псковской области с русским населением. Вот что я бы сделала в один день. Но главное — построение капитализма и перевоспитание населения — это работа на десятилетия.
— В то, что можно здесь построить капитализм, верю, а в то, что можно перевоспитать народ, любой, — извините, нет.
— Русский народ никто и никогда сознательно в духе добра не воспитывал. До сих пор не было прецедентов. Для этого к власти должны прийти просветители, которые в первую очередь запретили бы лимоновцам, баркашовцам, скинхедам и всякой прочей нечисти бегать по нашим улицам.
— Кто будет у власти в России после Путина?
— Если после Путина вообще что-то будет... Возможно, финал, как у Салтыкова-Щедрина в "Истории города Глупова" — "история прекратила течение свое". Что в КГБ попало — то пропало. Они власть из своих рук вряд ли выпустят...