Ворюги мне милей, чем кровопийцы...
2001-06-04
Газета 'Новая Сибирь', 6 апреля 2001 г. Ворюги мне милей, чем кровопийцы...
- Как вы оцениваете ситуацию вокруг НТВ? Смена ключевых фигур в руководстве телекомпанией, в том числе гендиректора Евгения Киселева, будет означать конец НТВ?
- Конец будет несколько дальше. Журналисты НТВ договорились не подчиняться новому руководству, плевать на него. Делать, что они делали, и не уходить из студии даже при закрытии программ, пока ОМОН их не вытащит за руки и за ноги. Без крупного скандала им НТВ не уничтожить. Придется применять насилие - они так просто не сдадутся. То, что делает Путин, - это убийство. В результате этого убийства мы все вернемся туда, где пребывали до 1991 года: в подполье. Будем там вместе с крысами наслаждаться свободой слова. Еще до того, как они начнут сажать за попытку воспользоваться конституционными правами, мы уже замолчим, потому что то, что говорится в подполье, не разносится на поверхности. Это тень. Теневая свобода, теневая экономика. НТВ - это была попытка легализации теневой свободы. Но все это не может существовать без инвесторов, без рекламы, без благоприятной внешней среды. В неблагоприятной внешней среде можно уничтожить любой бизнес. Тем более медийный. Всегда найдется что-нибудь, к чему можно придраться. Какой рекламодатель, зная, что его завтра государство разорит, будет давать рекламу обреченному каналу? Это очень просто на самом деле оказалось.
- Не займет ли нишу НТВ канал ТВ6, который может преобразоваться в общественно-политический канал?
- ТВ6 - чисто развлекательный канал. Единственная политическая программа, которая там есть, - это "Скандалы недели", которую ведет потомок Льва Николаевича Толстого, обворованный советскими законами. По которым все гонорары его почтенного предка на том основании, что Лев Толстой завещал гонорары народу, их благополучно присвоил ЦК КПСС, а теперь, видимо, - очередная партия власти с Путиным во главе. Чисто развлекательный канал не может заменить общенациональный канал равный Си-эн-эн, там и кадров таких нет. Потом его, кажется, Березовский купил?.. А этот за свободу слова умирать не будет. Он никчемный медиамагнат. Он все на своем пути превращает в угли. ОРТ приобрел - Невзорова туда запустил. Черт знает что, смотреть невозможно. "Независимая" газета стала настолько омерзительна, что в нее только селедку заворачивать. Журнал "Огонек" в руки взять нельзя. Непонятно, как он собирается распорядиться ТВ6, но уж никак не таким образом, чтобы этот товар расхватывали на всех углах.
- Но для него, видимо, единственная существующая возможность - сделать этот канал оппозиционным, позвать туда Сергея Доренко, и так далее?..
- Я не думаю, что он настроен на оппозиционность. Потому что когда его выдачи затребуют, ему будет немного сложнее, чем Гусинскому, доказать, что он - политический изгнанник. Он будет себя беречь и совершенно не пойдет вразрез с путинскими нормами морали.
- Многие опасаются, что разгром НТВ аукнется зажимом независимой прессы в регионах. Но ведь в большинстве регионов СМИ крепко построены под губернаторов. Не пойдет ли там передел под Кремль, и вообще, что может произойти?
- Ничего хорошего там не будет, потому что губернаторы у нас особой веротерпимостью не отличаются, особым либерализмом тоже. Никакая свобода им не нужна. Там если и есть что-то более-менее оппозиционное Кремлю, то, конечно, это будет сигнал: "Фас!"
- Как вы относитесь к акции "Родина за Бородина", в числе инициаторов которой Зыкина, Кобзон, Никита Михалков?
- Я бы на месте Бородина сказала, что избавь меня Бог от таких друзей, а с врагами я и сам справлюсь. Они способны вызвать отвращение к Бородину даже у тех людей, кто склонен его пожалеть. Бородин, может быть, что-то и украл, но не убил же, не зарезал, пожалеть, в общем, можно. А они полностью топят этот человеческий момент в отвратительной государственнической риторике, в грошовой патриотической демагогии. На днях такие молодчики сожгли американский флаг перед посольством. Туда вообще куча фашистов пришла. Когда человека защищают фашисты - это не прибавляет ему оправданий в глазах европейского правосудия. Наоборот. Лучше бы они не занимались защитой Бородина. Они его утопят окончательно.
- А каково ваше отношение к истории с Павлом Бородиным?
- Конечно, все это заслуженно. Но как правозащитнику мне уже, откровенно говоря, его стало жалко. К воровству я отношусь гораздо более терпимо, как Бродский: "Ворюги мне милей, чем кровопийцы". В моих глазах то, что он вызолотил Кремль, ставил там изумрудные панели, а также изумрудные глаза некоторым статуям, - это меньший криминал, чем союз России и Белоруссии. Но поскольку он в этом союзе не играл заглавную роль, а только, как попугай, повторял все те пошлости, которые Ельцин и Лукашенко изрекли в свое время, за это, может быть, не стоит так карать? Украл он, собственно, не у нас, а у государства. А к нам государство не имеет никакого отношения. И мы не можем требовать его крови. Я не склонна, как некогда с князем Гагариным, которого повесили за мздоимство, особенно добиваться таких сюжетов. Я не считаю, что вор должен сидеть в тюрьме. Вор может отдать награбленное. Я бы в таких случаях присуждала конфискацию и штрафы, но не сажала бы. В конце концов, не один Бородин виноват в своих деяниях. Кто-то же ему поручал это дело, кто-то эти деньги выбрасывал на ветер.
- На прошлой неделе Владимир Путин произвел ряд серьезных перестановок в правительстве...
- От перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Это чисто придворные интриги. Мы должны быть автономны от Кремля, правительства, власти. Это не наша власть. Государство отделено от страны полностью. Нас это не касается.
- Но если все-таки коснуться экономической стратегии правительства? Известный либеральный экономист Владимир Мау в интервью "Стране.RU" утверждает, что были только две последовательно-либеральные экономические программы: гайдаровская 1992 года, и нынешняя 2000 года в том же ключе.
- У Столыпина была достаточно либеральная программа. Гайдар и Столыпин. И, может быть, Витте. Но уж никак не Греф. Он никакой не либерал. Греф - этикетка, которую наклеивают на совершенно нелиберальный режим. И Греф на это идет сознательно. Он знает, что ему ничего либерального не дадут сделать. Не может либеральная экономика существовать среди стен тоталитарного государства. Не может бизнес сидеть на привязи у правительства, у Кремля, подчиняться всем решениям политбюро. У нас даже не Латинская Америка. У нас хуже - государственный капитализм. Все, что выходит за рамки тесной дружбы с государством, в обязательном порядке, неизбежно уничтожается. Пожалуйста - судьба НТВ. Уничтожается общенациональный канал за то, что не пришелся по вкусу. А разве любую компанию так нельзя уничтожить? Запросто! Хорош либерализм. Греф пошел на то, чтобы быть этикеткой. И этот же Греф, кстати, объяснял в Давосе, что один из руководителей НТВ - Малашенко - контрабандист, когда тому по политическим мотивам не давали сесть в самолет, чтобы в Давосе ничего лишнего не сказал. Видела я таких либералов. Читала их доносы на себя на Лубянке. Так что, Владимира Мау мне очень жаль. И Егора Гайдара - всех, кто пошел на сделку с нынешней властью. Никто из них не сделал это свободно. Все это сделали из страха. И Греф в том числе.
Дмитрий ТРОСТНИКОВ, "Новая Сибирь"