Военно-патриотических цыплят будут считать по пятилеткам
2001-06-04

Очевидно, отчаявшись добиться от народа патриотизма (как военного, так и штатского) естественным путем, власть решила перейти к его выращиванию в государственных теплицах и приняла надлежащий указ.

Лучше бы, конечно, сразу написать тот единственный, неповторимый и адекватный “Указ о правильном пирогов печении”. Особенно популярной в народе оказалась бы статья N1: “Всякий обыватель да печет по праздникам пироги, не возбраняя себе оного и в будни”. А у власти пользовалась бы сугубым уважением последняя статья Указа: “Вынув пироги из печки, возьми один и вырежь ножом сердцевинку. Вырезав же, принеси оную в дар”. И тут, на почве пирогов состоялось бы, наконец, единство и согласие власти и народа. И даже выработался бы некий патриотизм - как следствие достатка, комфорта и общественного договора между властью и населением: власть не мешает населению зарабатывать себе на пироги и даже этому способствует, а благодарное население за это достойно содержит правительство.

Ни глуповцам, ни их градоначальникам, ни даже великому сатирику Салтыкову-Щедрину, очевидно, не приходило в голову, что такой стиль отношений и называется экономическими и политическими реформами. Но видит Бог, наш тогдашний уровень имперских экономических отношений может сойти за крутой либерализм - это на фоне нынешней российской реформаторской ситуации.

Я, конечно, не хочу сказать, что билль о военном и гражданском патриотизме был принят на уровне Указа главы государства. Нет, все было скромненько, в виде эвфемизма, то есть постановления правительства. Но, учитывая гармонию, а также совет и любовь, соединяющие Кремль и Белый дом, я могу сделать дерзкое и необоснованное допущение, что в патриотическом этюде Кремль тоже поучаствовал.

Что же мы находим в бизнес-плане правительства насчет насаждения патриотизма в порядке всенародной посевной?

Во-первых, патриотизм воспринимается его идеологами как нечто вроде “общественной” дисциплины, которую можно положить на заунывную музыку школьного учебника, выучить наизусть, сдать зачет (и, очевидно, потом забыть, ибо это была неотъемлемая черта всех марксистско-ленинских дисциплин, от “Истории КПСС” до “Научного коммунизма” включительно).

По документу получается, что патриотизм - это нестерпимо тоскливое понятие. Прямо-таки хочется завыть на луну. Боюсь, что при внедрении этой идеологии с помощью наработанных Советской властью механизмов пропаганды (красного пиара, скажем) поголовье патриотов не только не увеличится, но даже последние разбегутся.

Наряду с традиционными методами доводки бесхозного населения до уровня государственной ориентации (игра “Зарница” от зари до зари, ликбез по части винтовок и Каховок, пускание шапки по кругу на некий неоДОСААФ-РОСТО), имеются и новые ценные предложения, вызывающие неизбывное желание уколоть себя булавкой и немедленно проснуться. Скажем, конкурс на положительного героя-интеллектуала, который предположительно должен оказаться патриотом. До сих пор положительность и патриотизм у нас мирно сосуществовали в образе пограничника Карацупы, Ивана Бровкина, славянской разновидности “трактористов” и много-много Штирлица и радистки Кэт. Как включить в этот джентльменский набор еще и интеллектуализм и как будет выглядеть продукт этой мичуринской операции, я не берусь предугадать. Надо спросить у будущих конкурсантов.

Вообще авторы постановления даже не предполагают, что Родину любить можно задаром, и предусматривают за это подъемные, комиссионные и прогонные, в том числе массу премий и призов создателям патриотической доктрины. То есть здоровая материальная основа, кап. отношения, рынок патриотов. Патриот - деньги - патриот. Патриот на полставки. Патриот по контракту. Патриот по совместительству.

Практикум в Чечне как необходимое звено военно-патриотической школы жизни в документе не пропагандируется. Эту идею предстоит развить на научной основе будущим патриотическим академиям, колледжам, институтам и спецкурсам (есть и такие институциональные предложения). В связи с этим стоит вспомнить про Патриотическую школу, фигурирующую у братьев Стругацких в романе “Трудно быть Богом”. Ее ученики осваивали поножи св. Мика, перчатки великомученицы Паты, мясокрутки и прочие средства дознания.

Еще интереснее было прочитать, что патриотизм будут внедрять и в спортсменов, выступающих на международных соревнованиях. Это, видимо, иракская методика. Там проигравших эти соревнования бедолаг уголовно наказывают. При таких приемах на следующей Олимпиаде гимн Александрова просто не над кем будет исполнять: наши рекордсмены будут бегать и прыгать в командах стран, не вкладывающих в спорт столь сложные идеологические конструкции (почище брусьев и “коня”).

Большой энтузиазм в журналистских массах вызовет также проект о приоритетной роли СМИ (не только государственных) в организации патриотических инкубаторов.

Скажем, необходимость выработки правильного отношения к внешней и внутренней политике РФ. Вроде, наши внутренние дела - это наше личное дело, а чужие внешние - это опять-таки наше внутреннее дело. Глубокое же у нас “нутро”.

Ясно, что у НТВ здесь был неправильный подход (как извне, так и изнутри).

Как здесь не вспомнить “Голого короля” Е. Шварца: “Принцесса, вы так невинны, что можете сказать совершенно ужасные вещи!”

Невинность творческого коллектива, составлявшего патриотический проект, столь очевидна, что рука тянется к флердоранжу.

Но главное - это обещанная нам череда праздников, рассчитанных на патриотические увеселения в масштабах пятилетки.

60 лет Победы в Великой Отечественной войне - это уже не удивляет. Не сомневаюсь, что и тысячелетие этой Победы мы отметим. Доживет ли Россия - не знаю, а военно-патриотический подход доживет.

Но 150 лет железнодорожных войск - это впечатляет. Будем отмечать введение особой узкой евразийской колеи, ходить по шпалам или петь хором: “По тундре, по железной дороге мчится поезд “Воркута-Ленинград”?

Радует также и 125-летие Уголовно-исполнительной системы. Это будет праздник тюремщиков или каторжников? И какая форма одежды на банкете? Полосатые фраки? Элегантные цепи?

200-летие наметило себе и МВД. По-моему, ФСБ надо наверстать упущенное. Если отмечать день рождения Малюты Скуратова, то получится больше 400 лет.

Словом, в “Роковых яйцах” М. Булгакова профессор Персюков, желая увеличить темпы роста поголовья кур, случайно помог высидеть разных гадов: гигантских крокодилов и змей.

Боюсь, что из патриотической кладки тоже вылупится нечто малоприятное. “Всякий обыватель да ходит опасно!” - совет Салтыкова-Щедрина.

Вообще-то наши патриоты - с душком, как осетрина второй свежести. Но здесь уже ничего не поделаешь. Если Родина второй свежести, то и патриоты такие же. И доктрина информационной безопасности, призванная заключить патриотических цыплят под теплые и душные крылья государственных наседок, а цыплят-космополитов обречь бульончику или чахохбили, тоже покрылась от времени то ли ржавчиной, то ли гречневой кашей.

Мы давно не делали в своем Отечестве генеральную уборку: не стирали свое грязное белье, не выносили сор из избы. Поэтому наша пыльная Родина затянута паутиной, а по углам, задумчиво скрестив лапки, глубокомысленно пишут программы военно-патриотического воспитания эфэсбешные пауки. Одно средство массовой информации уже погорело на безродном космополитизме. Был когда-то в допатриотическую эру, в изменнический период такой канал - НТВ. Говорят, что был он на четвертой кнопке. Всякие о нем ходят слухи. Но в одном все источники и летописи сходятся: засыпали его. Зарыли. Заживо. Без суда, но со следствием.

У нынешней власти такой правовой уклон: независимые расследования в рамках охоты на ведьм. Это было как с “Курском”. Она, лодка, утонула. Он, канал, утонул. Президент и патриоты улыбнулись. И все их печали - под черною водой.