А в общем, надо просто помнить долг
2001-02-04

Опять нас кредиторы обложили (“юнион-джеками”, звездно-полосатыми и германскими стягами - они, часом, у них не в горошек ли? В клеточку, говорите?) Опять мы, конечно, облажались. Опять идет конструктивный диалог на уровне фола: кредиторы просят уплатить хотя бы в третьем тысячелетии, а мы опять просим реструктурировать. В этом вопросе без “X-files” не разберешься. Так что давайте копать. Благо скелетов в шкафах, в наших и заграничных, предостаточно.

Один из персонажей Диккенса (в “Дэвиде Копперфилде”) говорит, что надо правильно составлять бюджет: из имеющихся шести пенсов тратить пять. Кажется, это называется “профицит”. А один пенни откладывать на черную пятницу. Этот персонаж, кстати (то есть мистер Микобер), потом сел в долговую тюрьму. Не думаю, что премьер Касьянов знает о бюджете намного меньше мистера Микобера. Однако и ему долговая тюрьма светит. Тот-то он в Давос не поехал. Там Карла дель Понте рядом. И в Шильонском замке камера какого-то Михася N 1 свободна от постоя.

Ну, с Михасем N 1 там дело было темное. Отмывал он деньги или тратил немытые - это вопрос на засыпку. Но с Михасем N 2, то есть Касьяновым, все ясно: Россия денег назанимала и не отдает. Как бы нам не “забили стрелку”. Любой вор в законе скажет вам, что долги платить надо. Правда, в России наблюдается интереснейшая картина: есть воры в законе, но нет прокуроров в законе, судей в законе, ментов в законе, гэбульников в законе, вице-премьеров в законе, генералов в законе, президентов в законе, депутатов или губернаторов в законе. Закон у нас слишком нестабилен и сильно зависит от вечно меняющегося государственного строя (общественный-то строй не меняется с Ивана III, с ХV века: рабство).

Скажем, задолжало царское правительство западным соседям (спорю, что брали на кавказские “зачистки” Ермолова и его федералов на подавление японских боевиков в 1904 году, на оплату труда цензоров, на прокормление Священного Синода с Победоносцевым во главе - небось, тогда РПЦ тоже курями, табаком и водкой без акцизов торговала - на подавление польских восстаний, то есть на установление конституционного порядка в Империи). А партайгеноссе Ульянов объявил дефолт и решил не платить долги за “проклятый царизм”. То есть отрекся от старого мира и отряхнул его прах со своих ботинок.

Логично было бы со стороны западных кредиторов уморить этих преступных и гадких большевиков на корню, задушить их “костлявой рукой голода”, как предлагал один умный лорд, явно предок нынешнего лорда Джадда из ОБСЕ. Глядишь, большевики бы прогорели и 60 млн россиян не сгинули бы, как мамонты, в вечной мерзлоте; в России установилась бы демократия (или хоть конституционная монархия), и сытые и свободные россияне вернули бы денежки западным державам и частным лицам. Разве плохо? Вместо этого “буржуи” поступили по формуле товарища Ульянова: “Капиталисты не просто продадут нам веревку, на которой мы их же и повесим, они дадут нам ее в кредит”. Так все и произошло.

Вместо того, чтобы прищучить большевичков и чекистов, немецкие капиталисты сломя голову помчались в Рапалло, заключили сепаратный договорчик с комми и, не получив царские долги, стали давать красным новые кредиты. На Беломорканал. На Соловецкий концлагерь. На орудия пыток. На “освоение” трупами зеков Колымы. На Вторую мировую войну Сталину, наконец.

И тут же британские Блэры позавидовали немцам и стали кидать в нашу общую могилу свои фунты.

В 1933 г. американцам стало невмоготу, и тогдашние Буши, Никсоны и Кеннеди накидали Сталину еще долларов. Никакого капитала с этого дела капиталисты себе не нажили. Одни убытки. Внешняя политика Запада - явно затратная экономика. Сталин на западные денежки воспитал из своих подданных махровых маньяков, готовых этот самый Запад целиком отправить в телячьих вагонах на Восток. Излишки в виде добротной пшеницы и стали Сталин уделил Гитлеру. Гитлер начал войну, а Сталин ее закончил, оттяпав всю Восточную Европу.

Если бы какой-нибудь трест или концерн на Западе вздумал вести свои дела с таким процентом убытков, он пошел бы с молотка. И как это Рузвельт с Черчиллем не прогорели, и как это Парижский и Лондонский клубы не прогорят? Ведь они насчет кредитов не успокоились, а продолжают давать… Любой межгосударственный договор с коммунистами с 1922-го по 1991 г. (и с 2001 года, с момента восстановления советского гимна) смело можно считать преступным сговором, соучастием. А чем считать послевоенные западные инвестиции в нашу колючую проволоку? А чем считать кредиты, накиданные коммунякам? Милостыней? Но подают голодным. И подают на хлеб, а не на военные подлодки или баллистические ракеты. “Купи себе немножко СС-300”, - казалось, говорила ласковая “семерка” приблудному СССР.

Эта самая злополучная подлодка “Курск” была построена в 1990 г. В стране не было мяса, лекарств, масла. А на подлодку деньги нашлись. Явно не треску с нее собирались ловить. Лови эти ребята треску, они были бы живы и по сей день.

Кстати, без “добрых” западных кредитов никаких лодок, кроме байдарок, у нас не было бы. Я помню посылки с гуманитарной помощью с Запада голодающей России в 1991 г. 10 кг продуктов. Сахар, рис, мука - все как для Уганды. Помню, как дедушка-профессор (предок моего товарища по партии) откидывал весь этот “балласт”, отбирая швейцарский сыр, швейцарский шоколад, копченую колбасу, бекон. Нам не нужны были продукты для выживания, нам нужны были лакомства.

Инвестиции в Китай сегодня кажутся прибыльными. Китайцы делают для США и Европы дешевые кроссовки, дешевую спортивную одежду, дешевую электронику. Сама видела в Нью-Йорке в Чайнатауне. Американцам хорошо, Ли Пену - тоже. Плохо китайским политзаключенным, раздавленным Железной коммунистической Пятой. Плохо тибетцам - не лучше, чем чеченцам. Но рентабельное сегодня чужое горе тоже может оказаться завтра своим. Как в 1940 г.

Есть у американского фантаста Р. Хайнлайна жуткий роман “Шестая колонна” о завоевании Америки свирепыми тоталитарными “азиями” (помесь “остазийцев” и “евразийцев” Оруэлла: Иран, Россия, Китай, Саудовская Аравия, Пакистан…). Хайнлайн - убежденный антикоммунист. Он бы не стал якшаться с Цзян Цзэминем и гэбульниками из Кремля…

Премьер Касьянов нам говорит, что внешняя зимняя среда мешает платить нам наш внешний долг. А бюджетникам и пенсионерам что мешает платить? Внутреннее бесстыдство? Не признающие понятия “внешний долг” не отдадут и внутренний. Отдадут дефолтом, девальвацией и очередными поборами на ВПК, КГБ, ДОСААФ и братские кубинский, белорусский, северокорейский, монгольский и приднестровский народы.

Так что же, не платить? Во-первых, пусть американские налогоплательщики взыщут с демократов и Клинтона потраченные нами на кино и мороженое кредиты. Во-вторых, пусть долги ССР платят: коммунисты, гэбисты и совки, которые им подчинялись и голосовали за блок “коммунистов и беспартийных”. То есть все, кроме отсидевших свое диссидентов. Мы с Сергеем Адамовичем Ковалевым платить не будем. А вот Егор Тимурович Гайдар, Анатолий Борисович Чубайс и Борис Николаевич Ельцин (и лично В.В. Путин) пусть свою долю заплатят. А путинские займы будет отдавать его электорат. И те, кто громко не вопиял на площадях и телеэкранах против его начинаний (и наших, соответственно, концов). Так что Чубайс с Гайдаром еще и путинский пай будут выплачивать. Не страшен, как говорится, Путин, но страшно распутство. И народ пусть задумается. Не хочешь исполнять гражданский долг - заплатишь государственный.