Обретение Атлантиды
2000-10-01

Ни Изабелла, ни Фердинанд, ни тем более святейшая инквизиция и не предполагали, что именно Северная Америка, которую, собственно, их посланец Колумб и не открывал, когда-нибудь станет несокрушимым оплотом той веры, которая подвигла их потратиться на каравеллы и на всю эту заморскую экспедицию. И вера эта обойдется без костров, аутодафе и вообще без принуждения. И вера эта будет той верой, с которой столкнется их ученик на престоле, такой же фанатик и враг вольнодумцев, мавров, морисков и евреев Филипп II, чьи железные армии разбились о крепость свободной совести, построенную во Фландрии протестантами Вильгельмом Оранским и Тилем Уленшпигелем. Эта вера спокойно и уверенно сияет с монет, отчеканенных в США: “In God we trust”. Доверие взаимно оправдано. Америка вознаграждена за титанические усилия американцев, сделавших ее оплотом свободы и лидером человечества. Бог всегда вознаграждает такие усилия. Америка может положиться на Бога, так же как Бог может положиться на Америку.

Колумб был потенциальным протестантом, ибо умение “бороться и искать, найти и не сдаваться”, воля первопроходца и мечтателя и свободный горизонт перед глазами в рамке бескрайнего океана - все это располагает к обретению нонконформизма и свободной совести. Мне кажется, что сам-то он ехал не за пряностями и не Индию надеялся обрести, а что-то небывалое, мистическое.

…и в розовый этот песок на заре,

вглазелись. Не смеют надеяться:

с кольцом экватора в медной ноздре

вставал материк индейцев.

Та Индия, в которую он плыл, тоже была чем-то вроде Атлантиды или садов Гесперид: сокровища, великаны, чудовища, сокровенное знание. Золотые побрякушки, которые он привез в качестве трофеев королеве, для него самого были просто сувенирами. И он никогда не стал бы насаждать христианство, как марксизм-ленинизм: силой. Не он, а Кортес ответил перед Богом за элементарный грабеж ацтеков, за пытки, которым подвергли Куатемока, за деяния разбойников, но не просветителей.

Латинская Америка с самого начала получила тлетворное причастие инквизиции и несла на себе тяжкую каменную печать будущего Эскориала - символа надменной, жестокой и неистовой испанской монархии. Поэтому и прошли страны, которым Испания дала свой язык и свой менталитет, через серию тяжелейших диктатур, переворотов и гражданских войн.

Но Христофор Колумб в этом был не повинен. Он был одержим идеей, а не идеологией. Поэтому США и Канада будут отмечать этот день - день соприкосновения Старого и Нового Света, день передачи эстафеты, открытие Америки, ставшей Атлантидой XX и, уверена, XXI века. Колумб достоин был открыть ее. Эстафета, которую он передал, была эстафетой воли, мужества, упорства, труда и европейской культуры. А ведь именно из этих качеств и состоит протестантская этика. И именно в них запечатлены судьбы и предназначение американского народа, его Manifesto Destiny.

Октябрь - время сбора плодов. Именно в октябре Америка отметит юбилей, свой и своего первооткрывателя. Лучший плод усилий и свершений человечества и семя его вечного пути по дороге прогресса заключены в США, от Аляски до Флориды, от Чикаго до Лос-Анджелеса.

Христофор Колумб разорвал линию горизонта и отодвинул ее за океан, в бесконечность. Вот что привез Колумб из своего плавания: недостижимый горизонт. Американский народ с самого начала усвоил, что надо стремиться к невозможному. И это стремление привело США к отрыву от уровня прочих землян на столетие, сделав их сверхцивилизацией из фантастических романов Р. Хайнлайна и К. Саймака.

Столь вожделенное для Испании золото в конце концов нашлось на Клондайке; правда, оно не валялось под открытым небом: все североамериканские сокровища пришлось добывать потом и кровью, трудом и усилием, часто ценою жизни, под томагавками индейцев, у столба пыток; в Северной глуши, где в Белом Безмолвии замерзли и умерли от голода сотни старателей; в Скалистых горах, во время освоения Дикого Запада. И все это до тех пор, пока преодоление не стало частью национального характера.

Что такое, в сущности, для человечества Атлантида? Миф, легенда, мечта. Люди, как боги, невиданный город Ста Золотых ворот, летательные космические аппараты. Поздравляю вас: она нашлась. Это США. Невиданный город Нью-Йорк с сотней золотых, черных, голубых ворот в небо -небоскребов, мыс Канаверал, откуда поднимаются космические корабли, золотой эталон человечества. Мечта догнать, встать рядом. Но увы! Америка за это время снова уходит вперед, в чудеса Силиконовой долины, во Вселенную Интернета. Нельзя достать горизонт, но можно к нему стремиться. И если Бог является арбитром нашей совести, то США являются арбитром нашей жизни. Последнее слово всегда за ними. Без них нельзя решить ни один глобальный вопрос. Все страны невольно озираются и ищут их одобрения и поддержки, а тоталитарные режимы в бессильной ярости вольны называть их “Великим Сатаной”: тем самым они расписываются в своем поражении и своей зависимости. Как строгие, но добрые и справедливые родители они присматривают за малолетним шкодливым человечеством. Конечно, детям свойственно бунтовать против отцов, но куда разумнее постичь их мудрость.

Открыв Южную Америку, на деле Колумб своей личностью и судьбой обеспечил форму колонизации Северной и даже предопределил Войну за независимость 13 первых штатов: горизонтом нельзя управлять.

Те миссионеры, которые несли свет христианства в Северную Америку, приходили без орудий пыток, без оружия, без костров и насилия. Одни. Вместе с трапперами и конкистадорами свободы из Старого Света. Напротив, они сами подвергались опасности. Сколько их было, окончивших жизнь у столба пыток или замерзнувших в снегах Севера!

На Северном континенте белые пришельцы столкнулись с богатой духом и волей цивилизацией ирокезов, сиу, гуронов, семинолов, любимых нами с детства могикан и других индейских племен. Где-то это было сотрудничество: где-то была война. Коренные народы Северной Америки владели никак не меньшим богатством, чем японцы с их кодексом “бусидо”. Все они были поэты и природные руссоисты, и это от них унаследовали первопоселенцы. Они дали свои загадочные имена горам и каньонам, рекам и долинам, и это было бережно сохранено Америкой. Индейцы культивировали человеческое достоинство, отвагу, стоицизм, хладнокровие и красоту и силу человеческого тела, не уступая в этом эллинам. По-моему, и пытки были ими придуманы, только чтобы закалять волю и демонстрировать непреклонность. Сегодняшний американец никогда не жалуется и на вопрос “How do you do?” неизменно отвечает: “OK”, - даже если он умирает от рака. Вот он, индейский стоицизм. В США не принято плакаться в жилетку. Вот она, индейская сдержанность. Лонгфелло, Брет Гарт, Джек Лондон, Фолкнер, Натаниэль Готорн, Рей Брэдбери, К. Саймак, Ф. Купер, Р. Хаггард - вот она, поэтическая жилка и единение с природой индейцев.

Словом, X. Колумб принес человечеству такой дар, что мы вправе вопросить вместе с бедными эмигрантами Шолома Алейхема: “Что было бы, если бы Колумб, упаси Бог, не открыл Америку?”