Когда лидер страны собирается кого-то 'замочить в сортире', а не предать закону, это ужасно...
2000-01-21
Газета 'Сегодня, Киев', 21.01.2000 ВАЛЕРИЯ НОВОДВОРСКАЯ: 'КОГДА ЛИДЕР СТРАНЫ СОБИРАЕТСЯ КОГО-ТО 'ЗАМОЧИТЬ В СОРТИРЕ', А НЕ ПРЕДАТЬ ЗАКОНУ, ЭТО УЖАСНО'...
Случившееся в Госдуме многие наблюдатели расценивают как откат в прошлое. Власть, цинично демонстрирует управляемость Думы, и полностью игнорирует мнение 20 миллионов избирателей. Некоторые политологи утверждают, что просматривается явная попытка скрестить красного ежа с пятнистым трехцветным ужом, могущая привести к появлению нового вида - колючей проволоки. Прокомментировать сложившуюся ситуацию попросил корреспондент газеты "Сегодня, Киев", лидера "Демократического Союза" Валерию Новодворскую.
Валерия Ильиничина, не кажется ли Вам, что в Думе произошло некоторое знаковое событие - консолидация КПРФ с "Единством"?
- Дело в том, что политэкстремисты довольно часто стояли у государственной власти в этом веке и кое-где еще стоят. Что такое вообще политический экстремизм? Это - следование невозможной, как у коммунистов, или нечеловеческой, как у фашистов, цели. Следование ей средствами неадекватными или призывом к этим неадекватными средствам. Как правило, это все бывает сопряжено с насилием. Политэкстремистом был Мао Цзедун, и теперешние китайские руководители - тоже политэкстремисты. И Кимир Сен, и Кастро, и Ленин, и Сталин - все они были политическими экстремистами. И когда Борис Николаевич Ельцин, пребывая с визитами в Китае и в Стамбуле, угрожал миру ядерными боеголовками, если кто-то его не послушается и Россию не уважит, то это тоже типичное проявление политического государственного экстремизма. Что же касается упомянутой вами консолидации, то, на мой взгляд, консолидировались на самом деле коммунисты с чекистами. И если кто-то думал, что в лице Владимира Путина на нас снизойдет некоторая благодать в виде нового Пиночета, который нам построит либеральную модель капитализма, то, наверное, нужно быть Чубайсом, чтобы в это поверить. Или сделать вид, что ты в это веришь. На основании каких фактов вы делаете такой вывод? Разве Путин делал какие-то официальные заявления, позволяющие так считать?
- Очень много официальных заявлений. Когда государственный деятель начинает свою деятельность с того, что заявляет, что он кого-то будет "замачивать в сортире", а не предавать закону, это ужасно для страны. Когда он же на заседании правительства обещает за недостаток газа арестовать руководство Газпрома, а министра, который предложил переплавить старую военную технику, самого отправить в переплавку за саботаж, - это тоже политический экстремизм сталинского уровня. То, что произошло в Думе, - очень тревожно. Когда коммунисты, приходят к власти, когда руки у них развязаны, они всех остальных считают или за мусор, или за лагерную пыль. Или, как говорится, лес рубят - щепки летят. Щепки могут полететь очень далеко, вплоть до Магадана, до Колымы. Или вообще сразу на тот свет. Мы сейчас находимся в патовой ситуации, потому что страна, по сути дела, находится под благостным управлением человека, который ставит перед собой цель следовать особому российскому пути вне норм и категорий мировой и европейской цивилизации. То есть, вот река, вот мост, но мы не пойдем через мост, а мы пойдем особым русским путем - просто по воде, хотя, быть может, и утонем. Вот как мы всегда ходили с 17-го года. А еще он ставит перед собой цель сделать Чечню субъектом Российской Федерации, хотя для этого, похоже, придется уничтожить весь чеченский народ. Валерия Ильинична, все это очень грустно, то, что Вы говорите. А можете ли Вы сказать хоть что-нибудь более оптимистическое?
- Да, я могу вам сказать что-нибудь оптимистическое. Вот, когда в Москве и в других городах взрывали дома, я, например, совершенно не верю, что это сделали чеченцы. Если это сделал Бен Ладен, то мы ввели войска не туда. Надо было их по новой вводить в Афганистан и гоняться там за одним человеком, если подобный метод можно считать разумным. Даже не адекватным, а просто разумным военным реагированием. Если это взорвали некие чеченцы, то у них могла быть только одна цель - добиться того, чтобы войска были введены в Чечню. Значит никакие они не чеченцы, а провокаторы. Если они провокаторы, они работали на те же российские спецслужбы, и единственный, кто от этого выиграл, - это союз Лубянки с Путиным. После чего войска пошли в Чечню. И молодые люди имеют теперь ужасную перспективу быть убитыми или искалеченными на этой войне, причем совершенно зря, потому что, извините, насильно мил не будешь, и чеченцы вправе защищаться. Чечня не населена террористами, не населена какими-то извергами. Чечня населена нормальными людьми, которые, естественно, были вынуждены взяться за оружие, когда на их землю ввели войска. Так что экстремисты не они в этой ситуации, не Масхадов, человек очень умеренный. Экстремистами являются генералы, которые сейчас там совершают преступления против человечества. Сейчас в России наблюдается предельное неуважение к народу: он, мол, все схавает. Власть считает: мы будем ходить по народу в сапогах, мы покажем, что мы насильники, душители людей и всяческих свобод, мы будем лить кровь рекой, мы будем взрывать дома в своих собственных городах, и ничего - народ за нас проголосует как миленький. Для россиян это тест на гражданскую зрелость. Если страна после того, что случилось в Чечне, после того, что она слышала от Владимира Путина, после того, что она увидела в Думе, проголосует на предстоящих президентских выборах за Владимира Путина или того еще хуже - за Геннадия Зюганова, то, знаете, нас никто не пожалеет - пропадем. Политические экстремисты для своей деятельности нуждаются в определенной среде. Они не во всех водоемах живут. Они живут только в тех водоемах, где водятся в изобилии рабы и холопы. Только в рабской стране политические экстремисты могут стоять у власти и делать то, что они хотят. Ваш прогноз - за кого проголосует Россия? Президентские выборы пока ведь никто не отменил.
- Президентские выборы, по сути, отменил Борис Ельцин, когда под елкой 31 декабря он сделал нам "подарок", передав нас как крепостных по наследству Владимиру Путину. Это непростительный поступок. Это настоящее предательство и отступничество. И это перечеркивает все то, что он сделал до сих пор. Потому что стоило ли начинать реформы, чтобы потом отдавать страну Лубянке? Но когда Борис Ельцин передавал бразды правления своему преемнику, предполагал ли он, какой сценарий может быть разыгран?
- Борис Николаевич мог быть столь же наивен, как и Гинденбург. Гинденбург, видимо, предполагал, что Гитлер консолидирует нацию, устранит коммунистов, безработицу, коррупцию и поведет нацию к победам. Куда привел нацию Гитлер, всем известно: к расчленению Германии, к массовой гибели людей, к голоду. И если бы не план Маршалла, то что было бы с несчастной ФРГ? А ГДР нормальная жизнь досталась только после объединения. Борис Николаевич, находясь на столь высоком посту, обязан был знать исторические примеры. В чем ошибся итальянский король, когда вручил бразды правления Муссолини? В чем ошибся Гинденбург, когда вручил бразды правления Гитлеру? Я не думаю, что Борис Николаевич был столь же наивен, как они, потому что он все-таки жил при советской власти, и его родственники были репрессированы. Я сильно опасаюсь, что здесь имели место шкурнические интересы. Я имею в виду указ о неприкосновенности, который подписан Владимиром Путиным. Но если Путин станет президентом, этот указ вполне может быть им же проигнорирован в первые 15 минут. Вызовет ли, на Ваш взгляд, блокирование "Единства" и КПРФ ответную консолидацию демократических сил?.
- Оно должно иметь как результат консолидацию общественного сознания вокруг идеи западного пути развития без ВЧК, без НКВД, без КГБ, без фашистских войн в Чечне. Вокруг идеи жить так, как живет все демократическое человечество. Если народ не придет к этому убеждению, то никакая консолидация Явлинского с Кириенко или другими не поможет. Кстати, для того, чтобы помочь народу в его нынешнем состоянии, и Союз правых сил, и "Яблоко" должны не только перестать выяснять отношения, но они должны еще и сказать правду, назвать все своими именами. Господин Кириенко должен честно сказать, что Союз правых сил на своем политсовете и конференции не поддержал ни выдвижение Владимира Путина, ни войну в Чечне, поэтому Кириенко может говорить только от своего имени, и от имени Анатолия Чубайса, может быть, еще от имени Бориса Немцова и Ирины Хакамады, но все остальные лидеры союза правых сил полностью отказали в поддержке Владимиру Путину и точно так же отказались поддерживать чеченскую войну. Валерия Ильинична, а могло ли "Единство", самостоятельно, не согласуясь с Путиным, пойти на консолидацию с КПРФ, или это все-таки была санкционированная им акция?
- Предполагать, что Владимир Путин столь беспомощен, и что фракция "Единство" занимается самоуправством, и что Лубянка здесь абсолютно ни при чем в этом маленьком эпизоде совмещения Рейхстага и Совнаркома - ну, это значит просто недооценивать господина Путина. Я не могу допустить такого по отношению к исполняющему обязанности президента. Случайные люди не проникают так высоко и далеко. И если проникли, значит, у них есть соответствующие способности и виды на будущее. Но дело в том, что антизападничество плюс колониальные войны за жизненное пространство в Чечне - это в сумме составляет фашизм. Хотя у нас фашизм очень своеобразный, он красный. Что сказал Руслан Гантамиров про федеральные войска? Что это Красная армия. Если она у него вызывает подобные ассоциации, то, наверное, неслучайно. И когда нам еще что-то показывали по 1-му и по 2-му каналам в первую чеченскую войну, многие могли видеть танки, которые разъезжали с красными флагами на броне. Это тоже было неслучайно. Я думаю, что российский триколор не заслуживает участи, чтобы его вывешивали насильственно над превращенными в пепел городами, потому что если кто-то берется уничтожить маленький чеченский народ только за его стремление к свободе, у меня нет никаких гарантий, что завтра этот "кто-то" не захочет уничтожить народ побольше. Вы - политик с безупречной логикой..
- Я не политик, а правозащитник. Значит, все-таки консолидация левых так или иначе должна привести к консолидации правых?!.
- Теоретически да. Какие-то практические шаги будут делаться в ближайшее время?
- У меня было очень много претензий к Григорию Явлинскому в основном из-за того, что он недостаточно антикоммунистически настроен, и из-за того, что он порекомендовал на пост премьер-министра Евгения Примакова. С этого и начались, кстати, наши беды, с этого начался резкий коммунистический разворот. Как тот над Атлантикой. Это был символ, когда Примаков не долетел до Соединенных Штатов и резко развернулся понятно в какую сторону. А дальше были уже и Китай со скандальным заявлением Ельцина, когда он стращал весь мир российским ядерным оружием, дальше была Северная Корея, которой мы выдали семерых беженцев на верную смерть (вопреки всем международным законам и правам). Они, эти беженцы, у нас спасение искали. А выдача их - это, кстати, работа Игоря Иванова, министра иностранных дел, и Владимира Путина. Это случилось 30 декабря. Вот подлость (хотя несчастным беженцам уже давала визы Южная Корея), была сделана россиянам как бы в виде новогоднего подарка. Также как и отречение Ельцина. У нас есть еще шанс на спасение. Но этот шанс почему-то исторически не реализуется. С XVI века мы пытаемся догнать Европу, но все модернизации в России захлебываются...