И в аду есть фирменные сковородки
1999-12-10
Газета 'MK', 12 октября 1999 г. Валерия Новодворская: 'И в аду есть фирменные сковородки'
- Если сравнить недостатки коммунистического правления с правлением Ельцина, какие здесь перевешивают и почему?
- Это как сравнить недостатки ада с недостатками человеческой жизни. То, что было при коммунистах, исключало человеческую жизнь для порядочного человека на 150%. И дорога у него была одна - лично я не нашла другой возможности, кроме как постоянно сидеть в тюрьме и мечтать, чтобы скорее все кончилось, скорее убили. Люди не имели возможности получить образование, развлечения, путешествовать. Все, что называется человеческой жизнью, у нас началось в августе 1991 года. Главный недостаток правления Ельцина - это то, что он демократ: То есть гласа народного слушается. А народный глас ему такое подсказывает, что если бы он все советы, которые этот глас ему шепчет на ухо, воплощал в жизнь, то у нас бы здесь уже была Кампучия. Демократия - это ножик, которым можно и зарезаться при неосторожном употреблении. Мы фактически очень близки к тому, чтобы перерезать себе горло. Из-за народа Ельцин выгнал Гайдара, из-за народа он поссорился с Западом, изза народа, чтобы ему угодить, он, по сути, начал войну в Чечне и по первому, и по второму разу. Словом, все аплодисменты, которые так любят правители, желающие удержаться на троне, доставались ему не за благородные дела, за которые его могли поощрить разве что либералы и Запад. Народ всегда аплодировал за самые неправильные решения. Чубайса выгнали - аплодисменты, Гайдара выгнали - аплодисменты, Примакова поставили - аплодисменты...
- Ну а как же коррупция, бессилие власти, отсутствие социальной политики, наконец, общее ослабление страны?
- Чья коррупция? Если власти, то какую власть вы имеете в виду? Парламент, безусловно, коррумпирован. Это такое АО уже по добыванию доходов. ЛДПР голосует за деньги, коммунисты голосуют за деньги, но простите, демократы, которые там есть, за деньги не голосуют. Вот за них я вам ручаюсь. Я думаю, что даже Григорий Явлинский скорее по глупости так голосует, чем за деньги. Вот судебная власть у нас на уровне Шемякина суда. Но я думаю, что здесь не в коррумпированности дело, а в советских стандартах. Если учесть, что ФСБ до сих пор украшено портретами Дзержинского и что нынешний премьер-министр этому никак не препятствует, да еще и Андропову поклоняется, - дай бог, чтобы у него в домашней часовне бюст не стоял, - то чему же здесь удивляться. Если вы имеете в виду коррумпированность гаранта Конституции, то этого нет. За это я отвечаю. Если вы имеете в виду коррумпированность тех немногих демократов, Гайдара, Чубайса, Коха, всю эту плеяду, то они очень много прибавили и ни гроша не взяли. Что касается отсутствия социальной политики, то это опять-таки от страха перед народными воплями. Правильная социальная политика - это немедленно поднять пенсионный возраст, прекратить выплачивать пособие по безработице,а то просто многие работать не хотят, закрыть нерентабельные шахты, уничтожить остатки социалистической индустрии и заставить людей вкалывать, иначе они вообще никогда не начнут это делать. Ельцин повинен только в своей чрезмерной доброте, в том, что не посмел бездельников заставить работать. А то, что страна ослаблена, - слава богу. Страна злая, несправедливая, не признающая права человека, набитая фашистскими, националистическими комплексами, полунацистская. Где процветает ксенофобия, где можно в Москву не пускать приезжих, особенно брюнетов. Зачем такой стране быть сильной? Это уже третий рейх будет. Сильной должна быть добрая, благородная и справедливая страна, как, например, США. Я не хочу, чтоб нынешняя Россия была сильной, пока она не стала правой. Пока мы не построим капитализм, нам эта сила только во вред.
- Было ли хоть что-то хорошее в коммунизме?
- Это дело вкуса. В аду, например, скороварки могут быть хорошие и сковородки "Тефаль", но ад остается адом. Сам вопрос порочен. При коммунистах ничего хорошего не было и быть не может. Я не могу влезть в мозги Чикатило, Зюганову, Илюхйну, Макашову, Мао. Их точка зрения мне не понятна, потому что она не человеческая. Я не зоопсихолог.
- Какое завоевание демократии вы считаете самым важным?
- Не знаю, можно ли это считать завоеванием, потому что по сути это все ельцинские подарки... Пресса. Право читать и право писать. Хотя используется это из рук вон плохо, и издания установили самоцензуру - кто боится Юрия Лужкова, кто Илюмжинова, кто президента Башкортостана, но Ельцина, помоему, никто не боится... И второе - это право приобщиться к баксу. Страна узнала реальность, и эта реальность - доллар и нормальное положение экономики. Те люди, которые не хотели и не умели работать, сразу сделались очень бедными. Вот эти обменные пункты, которые стоят по городу, и иномарки, которые разъезжают по улицам, - это мое личное социальное завоевание. Ради этого я сидела в "Лефортово", и хотя лично у меня иномарки нет и долларов не так уж много, но тем не менее вот за это я готова умереть.
- Думаете ли вы, что Ельцина и его окружение надо судить?
- Я с коммунистами не собираюсь проводить круглые столы. У меня есть такое мнение, что коммунистов надо судить и что самое подходящее, если Лужков им доверит улицы мести, и то хорошо. По- моему, они и это не сумеют. Праведники нашлись! Я их из списка присяжных вычеркиваю.
- Как вы относитесь к вопросу о захоронении Ленина?
- Ленина желательно хоронить в могиле на каком-нибудь кладбище. Хотя для него много чести покоиться по-христиански, если вспомнить расстрелы священников, сброшенные кресты и то, что страна погрузилась в язычество. Ладно, за это ад ему обеспечен, и, думаю, он там пребывает. Я согласна посадить ему кустик чертополоха на Волковом кладбище. Но ни одной секунды эта падаль не должна оставаться на Красной площади, рядом с Иверской часовней. Равно как и все остальные его товарищи.
- Как вы оцениваете шансы Зюганова и кандидата Кремля на следующих президентских выборах?
- У Зюганова высокие шансы. За него будут голосовать все "совки". Впрочем, "совков" ему придется поделить с Примаковым и Лужковым, поскольку они в принципе одинаковые. Что касается кандидата Кремля, то я Путина воспринимаю не иначе, как шутку Бориса Николаевича. Найти такого себе сменщика - это даже не смешно. Меня, бывшую политзаключенную, никто и никогда не заставит поставить закорючку против фамилии человека с Лубянки. Другое дело Шойгу. Он вроде бы производит впечатление приличного человека, но я не собираюсь голосовать ни за того, ни за другого. Только за кандидата правых сил - за Чубайса, за Гайдара, за Кириенко.
- Валерия Новодворская лично стала лучше жить при Ельцине?
- Да. Не считая уже того, что Ельцин мне лично дважды жизнь спасал. Первый раз он меня выпустил 23 августа прямо из "Лефортово", куда меня посадил Горбачев, - за то, что я не согласилась с его поведением в Вильнюсе, Баку и Тбилиси. Второй раз он спас меня, приказав несколько раз закрыть дела против меня, которые были возбуждены в период чеченской кампании. При Ельцине я впервые нормально работаю по специальности - журналистом - и могу зарабатывать деньги. Впервые при нем я поехала за границу. Впервые при нем я ареста ожидаю не каждый день. Свои книжки смогла выпустить. В принципе я готова уже сейчас внести мою долю на памятник и поставить его Ельцину при жизни.
- Какие вы можете предложить пути выхода из кризиса?
- Страна находится не в кризисе, а просто вне действительности. Надо быть либо в капитализме, либо в социализме. Делать на самом деле надо все очень просто. Наследником объявлять Гайдара или Чубайса. Следующее - немедленное отведение войск и предоставление Чечне независимости с принесением извинений. Денег у нас нет, но заплатить за то, что мы там разрушили, мы, конечно, должны. Но если после этого кто-то полезет в Дагестан, это будет уже не наше личное дело, это будет акт международной агрессии, и Чечня окажется в положении врага. Дальше пусть разбирается НАТО. А так - у Чечни будет шанс, и они увидят, что мы не такие уж скоты, а способны раскаиваться в своих дурных поступках. Дальше мы указом президента запрещаем компартию и фашистскую и националистическую деятельность. После этого число объединений, идущих на выборы, значительно сократится, и мы изберем нормальный парламент... В МИД поставить Андрея Козырева. Надо вступить в НАТО. Потом, за хорошее поведение, когда они увидят, что мы изменились, они нам помогут. Отдать Японии ворованные острова. Прекратить всякие наезды на Крым. И, конечно, работать как проклятым.
- Каким вам видится будущее России через десять лет?
- За это десятилетие Россия может сделать много шагов по правильному пути, а может и пойти в обратном направлении.
- Ну а ваше личное будущее?
- Зачем так далеко заглядывать. Если президентские выборы завершатся неудачно, мое будущее у ближайшей стенки, как и у всего "Союза правых сил". Так было в 96-м году, когда вся страна с замиранием сердца ждала результатов, потому что никто из порядочных людей не рассчитывал выжить, если Зюганов придет к власти. В следующем году эта сцена повторится, тем более что в тот раз у нас была подпорка в виде Ельцина, а в этот - ее не будет.
- Усиление державы невозможно без жестких мер по наведению порядка. Возможны ли в России новые репрессии?
- Безусловно, более чем возможны. Причем по просьбам трудящихся. Я с этими трудящимися очень часто сталкиваюсь, и часть из них требует перевешать всех западников и либералов. Лиха беда начало. Начинают с западников, а кончают представителями правящей партии, которые показались недостаточно лояльными. Так что может статься, в один прекрасный день товарищ Анпилов поставит к стенке товарища Зюганова...