Осень олигархов
1999-10-25

Олигархи - люди почтенные. Они имеют деньги, влияние, власть и стараются это сохранить. Защищая от неимущих свое добро, они вынуждены вводить законы в защиту частной собственности и против бесчинств левых народных масс. Своих работников, всех, кто их обслуживает, лечит, учит их детей, приумножает их достояние, приходится защищать всемогущим олигархам. В их интересах иметь подвластные им суды, приятные для них законы, менеджеров, сотских, исправников и парламенты, которые ими управляются и им послушны.

Они, олигархи, славные ребята. В Элладе, например, в Афинах, только и жизни было, что при них. Они не были тиранами: кровь - не товар. Они охотно слушали Аристотелей, Платонов и Сократов и посылали к ним детей. Они поощряли науки и искусства. Войны они вели только выгодные, как Пунические, например. Вот нас ни эллины, ни римляне не завоевывали, и как мы живем? На задворках, на помойке, в черной цивилизационной дыре, с телефонным правом вместо римского.

За кордоном общались наши олигархи с себе подобными, голодранцев не терпели. Диктатура, называвшаяся тиранией, сразу начинала с ликвидации свобод для “миддлов” и философов. Демократия же была только при Перикле. И до, и после сапожники и кожевники казнили инакомыслящих за непонятные речи. А что непонятно сапожнику (большевику, нацисту, Коржакову, Путину, Лукашенко) - то уже крамола.

А олигархи были люди благодушные. Они запрещали только левые движения, а правые могли сколько угодно восхвалять свое правое дело, частную собственность и буржуазную добродетель.

Наша проблема не в том, что у нас олигархия. Наша проблема в том, что у нас хреновые, ложные, как опята, олигархи, не способные защитить ни себя, ни нас.

Беда вся в том, что за нашей околицей - фашизм, а постелька сильно смахивает на гроб. Это уже было однажды. Впрочем, как настоящие олигархи в 1917 г., так и наши самодельные оказываются совершенно недее- и небоеспособными. Хороша олигархия на родимой сторонушке! Один Выборгский бумажный комбинат не могут отдать законному владельцу, иностранному инвестору, потому что рабочие захватили территорию, а управу на них ни суд, ни олигархи найти не могут. Выбрали стачком. Вспомнили лозунг: “Фабрики - рабочим!” И сидят, как некие милейшие существа на сене. А то еще почище: олигархи Гусинский и Березовский уговаривают всех спознаться с коммунистами (через любовное “письмо тринадцати”) или проплачивают агитпоездки шахтеров на Горбатый мостик, либо скупают поштучно коммунистов в Думе, чтобы те забили бюллетенями конкурента Черномырдина. А то еще вышибают из правительства реформаторов вроде Коха и Чубайса, потому что они не потрафили, конкурентов не убрали, - и получают Примакова, который и олигархов, и демократов, и реформаторов видит через прицел тома истории ВКП(б). КПСС была такой злополучной организацией, что даже сносных олигархов из себя не произвела. Коммунисты не то что коммунизм, но и капитализм построить не могут - по готовым западным образцам. Бездарность вопиющая!

82 года назад. Та олигархия, николаевская, была вполне уютной и удобной для жизни. Многополюсной. Государство дрожало и млело над частной собственностью. Ставили Ибсена. Писали Блок и Маяковский. Пел Шаляпин. Интеллигенты имели свою экологическую нишу, двор - свою. Даже Дума была для аутотренинга. Выходили либеральные газеты. Запрещено было ругать только царя с царицею и хвалить все левое, красное, повстанческое, экстремистское. И вот в холодный октябрьский день олигархи, платившие до того деньги левым (вроде Морозова), заигрывавшие со своей погибелью, осыпались, как осенние листья. И расцвели большевики, как гвоздики. И сменились времена года. На термидор. Наших чахлых олигархов ждет тот же свирепый ветер ноябрей. И всю страну тоже. Потому что окна не замазаны, а коммунисты отмазаны. Самой демократией. Их, видите ли, трогать нельзя. То ли за длинный хвост, то ли за малый рост. Но трогать их не моги!

К 1917 году они уже делали что хотели: трепались и грабили, грабили и трепались. Знаете, зачем совершаются революции? Ж. Ануй знал: “Представь себе, что у тебя есть друг красивее, способнее и богаче тебя. У него самые красивые девушки и лучшая работа. Вы понимаете теперь, почему совершаются на земле революции?” Теперь понятно, товарищи большевики, что двигало вами и вашей ратью. Зависть.

Олигархи не сдержали удар. Частично драпанули за кордон, частично сгинули в ЧК. Нельзя было ослаблять вожжи после подавления восстания 1905 года. В сущности, страна стала заложницей у красных, а требование у них было одно: почта, телеграф, банк, бронепоезд, Соловки, ВЧК. Олигархи России, с дворянской кровью или без, экипировали своих убийц сами. Пролетарии были развращены даровой социалкой, балами, спектаклями, больницами, школами, чайными. Фабриканты не защищали свои фабрики, помещики - свои земли. Купцы - свои лавки. Царь - свой престол и своих детей. Маленькая “империалистическая” война перешла в большую гражданскую. Никто ничего не защищал, кроме юнкеров, пытавшихся защитить Кремль. Не покраснели ли белые от стыда?

А теперь смотрите, как все изменилось и в чью пользу. Наши олигархи с краснухой от рождения. И одной ногой на трапе в Шереметьево-2. Армии у нас нет. Та, что есть, приветствует Лукашенко, а не Чубайса. Фалангу из нее не выкроишь. Преторианцев - нет, преображенцев - нет. ВЧК зато готовенькое. Из ФСБ выйдет славное ВЧК. А аскетический профиль Путина рождает воспоминания о добродетелях Железного Феликса. Ельцин решительно играет роль короля Лира, то есть Гинденбурга. Только ефрейторов многовато, даже генералы попадаются. Кто станет фюрером советского народа? Лужков, Примаков, Зюганов, Степашин, Путин? Лебедь, похоже, слишком добр для этой роли. Хотя и фантазер. Вокруг должности канцлера нашего рейха получается давка. А ведь есть еще и “быки”. Новые мафиози. Эти будут стрелять, куда им захочется. Но, скорее всего, в самолетах, летящих в Женеву, будет большое водяное перемирие. И Березовский сядет с Гусинским. А здесь, в России, “Яблоко” ляжет рядом с ДВР. Без обиды. Страна - субъект прострации. Горько!