В начале славных дел
1999-07-01

Ежели кто возлагал свои надежды и упования на петровские начинания нового правительства, в творческих муках наконец-то рожденного из пены морской морским офицером Степашиным, то могу ему посоветовать и надежды, и упования снять обратно, и упрятать в карман. И заодно: предлагаю украсить священные рубежи нашей Родины красочным транспарантом: “Вошедшие, оставьте упованья”.

Кадры решают далеко не все. По крайней мере, не все кадры решают все, а большинство кадров вообще ничего не решает. Вот и Аксененко, как первый вице-премьер, наши надежды уже не оправдал. Совсем недавно он хотел пустить свои паровозы с составами на бастующих шахтеров, что свидетельствует о хорошем вкусе, решимости и почти столыпинских тенденциях. Если бы у Н.А. были паровозы, он неминуемо употребил бы их для сокрушения экстремистских баррикад. Если бы рельсы до них дотянул.

Несмотря но вполне благообразный вид правительства, “делов великих” от него пока не видно. Может, зря симпатичный премьер Степашин так уж открещивается от Пиночета? Тот великие дела сотворил: и с экономикой, и с коммунистами. Неужели храбрый потомок офицеров Степашин боится, что за великие дела его когда-нибудь, в 80 лет, будут судить? До 80 лет дожить надо. А если не делать ровным счетом ничего, то и до 50 не дотянешь, потому что президентские выборы окончатся полным дефолтом: то ли коммунистами, то ли “Отечеством”, но явно чем-то мизерабельным, с гладом, мором, трусом и террором.

Давайте, когда правительству исполнится сто дней, посчитаем его дивиденды. А сейчас, предварительно, посмотрим, что у него на руках, что в прикупе, что у партнеров. Потому что меня терзает вполне оправданный страх, судя по началу: а вдруг правительство больше ничего не сделает, что тогда мы будем считать по осени, через 100 дней? Итак, самое непонятное.

  1. Бензиновый вопрос, который всех испортил. И ежу ясно, что увеличение налогов на аристократию бензоколонок (особенно если этот бизнес криминальный) приведет немедленно к увеличению налогов на нас, сирых и убогих: цены же сразу повысятся. Странно, что наше “либеральное” правительство не усвоило главный урок советской школы: если пытаться забивать цены молотом и колоть их серпом, а заодно повязывать колосьями, они вырастут за углом, где нелегально будут продавать бензин в “левых канистрах”. А на официальных автозаправках будут висеть разве что декреты правительства народных комиссаров. Это топливо и для “Оки” не подойдет.

Интересно, почему в США бензин дешевый и никаких с ним проблем, а в Европе каждая заправочная станция снабжена чистеньким туалетом, закусочной, магазинчиком, сувенирами, свежими газетами?

Может, дать подъемные премьер-министру, и пусть он по США и Европе поездит, позаправляется в порядке стажировки?

  1. Набравшись храбрости, наши правительственные храбрые портняжки не дали вертолета Лужкову. А вот Москву ему оставили, и придушенную московскую прессу в пеньковом галстуке - тоже. И едва ли посмеют не пустить на президентские выборы. Вот будет номер, если он их выиграет, и тогда у него будет вволю и МиГов, и весь авиаотряд “Россия” к нему перейдет. Булавочными уколами столь опасного противника (и Ельцина, и наших западников) можно только укрепить в уверенности, что у врагов кишка тонка что-нибудь с ним сделать.

Вроде бы премьер пришел из силовых структур. Тогда почему правительство такое бессильное? Чижика съесть - на то имеются исторические примеры, что это не решает вопросов.

  1. Премьер обмолвился, что будет “продолжать курс”. Чей? Примакова, на мирное врастание в социализм? Если Гайдара, то надо иметь офицерское мужество и сказать открыто. А то робкого премьера никто слушаться не будет, как няню Арину Родионовну.

  2. Наконец-то разрешена коллизия на Дальнем Востоке. Мэру Черепкову в утешение дан бывший пост ЛДПРовца Калашникова. Что-то насчет труда и социальной сферы. То есть жвачку с маком сунули, чтобы не пищал. Черепкова, возможно, это и устроит. А вот как насчет права, закона и несокрушимого Наздратенки? Это так надо понимать, что ему Владивосток просто дарят, а Конституция там не действует. Сколько Виктора Черепкова гнали, прямо как праведника из Библии, и все - незаконно. Город опять его выбрал - решение отменили. Вместе с правом выбора. Зато теперь город достался неправой стороне губернатора-националиста, то есть волки сыты. А овечка тоже вроде цела. Честный чудак Черепков (он, кстати, в отличие от Наздратенко, приезжал в Москву на траурный митинг по Галине Старовойтовой, так что если он и чудак, то наш чудак) получил портфель. Сделать на этом месте он ничего не сможет, но зато власть его почтила. Не стоит правительство без праведника.

  3. Правительство и депутаты обложили налогом большие, красивые и прочные машины. Иномарки то есть. На местном металлоломе ездить будет разрешено. Это и впрямь продолжение примаковского курса: мир хижинам, война дворцам.

Мы повторяем законы о роскоши, существовавшие во Франции XVI в. при Филиппе IV Красивом. Горожанам запрещалось носить золото и драгоценные камни и рядиться в парчу. Чтобы помнили свое место. Потому что принцы, королевский двор и знать рядились, как хотели. У нас будет та же история. Правительство не пересядет на “Жигули”.

Кстати, если поднимать экономику с помощью налогов, то есть еще много средневековых способов ободрать население: налогом на соль, на спички, на дым в очаге (или на чайник), на свадьбу и похороны. За пересечение границы, кажется, мзду уже взимают.

Это у нас внутренняя политика, более либеральная, чем в Северной Корее, но менее либеральная, чем в Южной.

Что же до внешней политики, то здесь у премьера Степашина только одно достижение, зато большое. Захват аэродрома в Приштине. У кого? У классового врага из НАТО? Ничуть не бывало. Аэродром-то не их. Аэродром-то сербский, ибо Косово по соглашениям в Рамбуйе - часть Югославии, то есть Сербии. Получается, что наши десантники попытались захватить что-то у своих сербских братьев. Разве это семейные отношения? Сначала подставили под ракеты и бомбы, обещав по турусу на колесах на каждом направлении. Наверняка Милошевичу было сказано российскими эмиссарами: “Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе!” И войну с НАТО ему обещали на манер русско-турецких войн 1878 г., и поставки техники (“А уж мы тебя, родного, не выдадим”).

Но, слава Богу, потом мы сиганули в кусты и отделались воплями команчей у посольства США. А теперь мы явились делить добычу в не нами выигранной войне. Зачем захватывать Приштину? А рефлекс такой. Хватательный. Зачем гнать “Антеи” с контингентом (слава Богу, Венгрия и Болгария остановили)? А затем, что привычка у нас такая: Чехословакия, Венгрия, Афган, Чечня.

Из нас примерно такие же миротворцы, как из рефери на ринге, если бы он не разнимал, а давал бы одному боксеру в лоб, а другому - в ухо.

Итак, мы загнали своих миротворцев в Косово. А поскольку денег нет, с населения сдерут последнюю рубашку (Сергей Беляев предложил). Поистине наступило время силовиков: и силы нет, и ума не надо.