Газета 'Подмосковье', 24 апреля 1999 г. Валерия Новодворская: 'Ельцин утратил боеспособность'
- Валерия Ильинична, как вы оцениваете ситуацию в стране?
- Как агонию реформ, демократии, либералов. Ситуация становится классической! Кролики остаются наедине с удавами. Нормальная советская позиция - сверху удавы, которые по отношению к вышестоящему собрату являются кроликами. Читайте Фазиля Искандера "Кролики и удавы". Все смотрят на великого питона и боятся его, а внизу разные кролики в виде журналистов, бизнесменов, олигархов... Это же Березовский! Сам привел к власти коммунистов, а потом, увидев, что ему "светит" смертельный вариант, начал кричать как "зарезанный": "Запретите компартию!". Страна не заслужила ничего лучшего. Но по-человечески - все равно жалко. Мы старались сделать все, что могли. Невозможно заставить встать с колен тех, кто настойчиво сгибает ноги. Никакие реформаторы не в состоянии изменить разум и разбудить чувство собственного достоинства в тех, у кого его нет. Насильно нельзя внушить любовь к свободе! Это должен быть добровольный выбор. А поскольку у Ельцина нет хватки Петра Первого, то у него ничего не получается. Ни революции снизу, ни революции сверху.
- Что же ожидает нашу страну в XXI веке?
- Мы живем до цивилизации, вне цивилизации, помимо цивилизации! Мы - недружеский шарж на цивилизацию. Пытаемся найти свой, третий путь. Но попробуйте найти форму существования биологического тела без углеводов с одними белками. Формы нет, а налицо - мутация. Мы живем в обществе, где есть рабы, но нет видимых рабовладельцев, потому как рабовладельцы до поры до времени всегда находили пропитание для своих рабов и определяли их к делу. А тут надсмотрщики от рук отбились, да и питание кончилось. И началось... Вот в чем главная трагедия советского народа! Питание кончилось - это единственное, о чем действительно сокрушаются и сожалеют люди. Свобода никому не нужна, кроме горсточки либералов и диссидентов.
- Сегодня много говорят о зарубежных вкладах россиян, но левые лицемерно молчат о партийных деньгах, вывезенных за пределы страны...
- Они действительно не понимают, почему сегодня вывозят деньги. Не понимают, что их не во что инвестировать. Нет никаких гарантий, что вклады будут сохранены и удастся получить какую-то прибыль. Что, им мало 1917 года, когда в один момент у всех все конфисковали, сказав: "Извините, теперь это переходит в руки народной власти!".
- В последнее время в ряде городов прошли земские соборы, на которых участники предлагали узаконить соборность. Как вы к этому относитесь?
- Я не понимаю, что такое соборность в управлении государством. Не следует вносить религиозную тематику в практику свободного светского государства. Управление государством может быть демократическим, но для этого необходимы определенные условия: народ должен воспринять уроки свободы и уметь ею пользоваться; должны быть заложены основы либерализма - частная собственность, десятилетиями выношенная практика и теория. Вот тогда можно сказать, что управление демократическое. В противном случае демократия станет ножом, которым зарежут общество. Регулярная разумная либеральная порядочность совершенно несвойственна нам.
- Но ведь и наш президент в душе - секретарь обкома КПСС...
- Президент, к сожалению, не остался коммунистом. Ельцин полностью утратил большевистские качества, то есть боеспособность. Нас, радикальных либералов, часто называют большевиками, и отчасти это правильно, так как большевизм - это не идеология. Большевизм - это умение добиваться поставленной цели. Ленин совершил чудовищную революцию: он уничтожил в стране гражданский порядок. И сделал это мастерски! Без него большевистская партия не смогла бы уцелеть ни во время гражданской войны, ни во время нэпа. Троцкий "размылся" бы в этой ситуации. Ельцин же соединил в себе незнание азов либерализма с незнанием азов социологии и политологии. Он остался без сторонников. Взял к себе в соратники обыкновенных придворных-лакеев, которые уже бегут к другому хозяину, не дожидаясь, пока Ельцин перестанет дышать. Грамотный политик, который хочет сохранить власть и жизнь, никогда бы этого не сделал. Мы погибаем не оттого, что у Бориса Николаевича не хватило качеств моралиста, праведника, а потому, что ему недостает элементарных качеств прагматичного, преданного своим интересам политика.
- Скоро выборы в Госдуму и президента. Что нас ожидает?
- Этот вопрос потерял актуальность, так как выборов может и не быть. А если они и будут, то пройдут, как в Краснодарском крае, потому что у народа полностью отсутствует политическая квалификация. И если люди ничего не поняли за семь лет доступности всех материалов и программ, всей литературы, то сейчас трудно что-либо изменить.
- Что же, демократы совсем бессильны?
- Здесь недостаточно обычных сил. Нельзя настраиваться на парламентский лад, нужно быть готовым к жесткому противостоянию. Наш народ не в состоянии оценить по достоинству либерализм, и нам эти выборы ничего не дадут. Надо до конца уничтожить советскую действительность и создать новую. Именно сейчас наступило время говорить об этом открыто, иначе люди не соберутся, чтобы противопоставить себя надвигающейся угрозе левого реванша. Так что, если демократические силы хотят попробовать хотя бы достойно погибнуть, оставив задел на будущее, они должны называть вещи своими именами.
Беседу вел Николай МАНИКИН.