Президент готов залезть под кровать
1998-08-30
Новая Сибирь #113 (32/312) ПОЛИТИКА, 30 августа 1998 г.
Дозвониться до Валерии Новодворской удалось примерно с пятидесятой попытки. Известный публицист - в эти дни она "нарасхват", спать удается не более двух часов в сутки. Нынешнюю бурную политическую ситуацию Новодворская оценивает как всегда категорично.
- В чем была главная слабость правительства Кириенко?
- Главная слабость правительства Кириенко заключалась в том, что оно пыталось объехать ситуацию на кривой козе. Сделать примерно одну десятую часть из того, что надо было сделать. Располовинив или даже расчетвертив антикризисный пакет, вышедший из гайдаровского института, еще до его попадания в Думу. По принципу: оставим то, что примут "думаки". А "думаки", понятное дело, не примут ничего, что кардинально меняет ситуацию. Главная слабость этого правительства была в том, что они, как все грешные либералы, сели за стол с шулерами - играть по их правилам. И, естественно, проиграли. Потому что у партнеров и карты меченые, и тузы все на руках. Между прочим, грамотные специалисты, которые работали на Кириенко, ему сказали, что сделанный коридор недостаточен. Рубль надо было сразу поставить на отметку 10, чтобы не проедать валютные запасы Центробанка и не потерять кредит - это дало бы возможность продержаться. А если держать его на семи-восьми, потом он упадет до двадцати, и наступит экономический коллапс. Естественно, то, что лежало в антикризисном пакете, а лежали там хорошие вещи, надо было проводить в жизнь вопреки Думе. Там лежал роспуск Думы "сверху", поднятие пенсионного возраста до 65 лет, полная отмена "социалки", снижение налогов вдвое, на уровень Соединенных Штатов. То есть все приоритеты тем, кто может работать, кто может выжить, кто может двинуть страну вперед. Уже без всякой оглядки на тех "совков", которые не хотят приспосабливаться. В наших условиях это называется - реальная либеральная реформа. И, безусловно, здесь надо было бы приструнить политических экстремистов. Потому что реформы в состоянии латентной гражданской войны не делаются. Ну, естественно, прекращение платежей не входило ни в какой пакет. Кириенко сел играть по чужим правилам в надежде что-то протащить и проиграл все.
- Ельцин поддерживает идею коалиционного правительства. Это означает, что президент готов поделиться властью?
- Это означает, что президент готов залезть под кровать и таким образом спасаться от грозы. Как в одной новелле О'Генри: встать на стул, кошку спрятать в комод, а ножки стула поставить в стаканы. И таким образом предохраняться от молний. Это означает патологическую трусость. Потому что договариваться с коммунистами можно только ценой реформ. И ценой обнародования своей трусости, слабости и неготовности бороться. Это значит не "поделиться властью", а утратить всю власть. То есть Черномырдин будет делать сейчас гораздо более глубокие уступки, чем раньше. Раньше он просто ничего не делал. А сейчас они начнут угождать коммунистам. Либералам уже закрыт эфир на всех каналах, в том числе и на государственном.
- В чем это выразилось?
- Я не вправе называть источники. Но мне известно, что ни одна либеральная организация для выражения своей точки зрения на то, что происходит, не получит ни один телевизионный канал. Эта точка зрения не прозвучит. Сейчас правительство не заинтересовано в либералах.
- Торг по поводу утверждения Черномырдина в Думе будет долгим или нет?
- Неважно, сколько они будут торговаться. Главное - они проторгуются то время, которое могло бы пойти на спасение страны. Потому что делать что-то надо очень быстро. Времени уже не осталось. А они будут действовать по старой формуле: стерпится -слюбится, главное - чтобы были довольны коммунисты. Но, к сожалению, рыночные законы нельзя обмануть. Они совершенно объективны. Это все равно, что обманывать закон всемирного тяготения. На рынке это сразу же скажется. Ситуация становится безвыходной. Могут даже не успеть позвать Гайдара в последнюю минуту. Потому что Гайдара надо звать, пока власть в руках президента. Если эту власть выхватят, почувствовав его слабость, в ситуации состоявшегося военного переворота звать Гайдара будет поздно. Народ должен знать, что сейчас он оказался перед выбором. Или он начнет работать "без дураков", как в Соединенных Штатах в XVIII веке - уже ничего не прося у государства, кроме того, чтобы оно не смело брать налоги, кроме минимальных, и все остальное будет добывать сам, вместо того, чтобы стучать касками. А понятие бюджетников вообще исчезнет из нашего лексикона. Или - все... Тому же народу конец. В первую очередь, кстати, тем, кто сидит на рельсах и стучит касками.
- Насколько реальна идея внесения в Конституцию поправок, ограничивающих власть президента?
- Они давно к этому подбираются. Дорога капитуляции не знает остановок. Кто бы поверил в 1991 году, что Борис Ельцин может объявить 7 ноября днем примирения и согласия?.. Или что он будет звонить Зюганову? Или что он будет слать в ЛДПР поздравительные телеграммы? Никто бы не поверил? Вот так и с поправками. Ему могут обещать что угодно. Николаю Второму тоже обещали, что если он подпишет отречение, он спасет этим армию, страну. И что было потом, все помнят очень хорошо. У него плохие советчики. За последними событиями стоит его злой гений - Березовский.
- Фактически все эти события - капитуляция Ельцина?
- Это продолжение капитуляции. Капитуляция идет уже давно. Капитуляция началась в тот день, когда Ельцин сдал Гайдара Черномырдину по гайдаровской же просьбе. Капитуляция началась чуть ли не с первого же дня. Она имела остановки, этапы. Появился свет в окошке в 1993 году. А дальше пошло уже почти без перемен. Начиная с думской амнистии и дальше, дальше, дальше... Это продолжение пути по наклонной плоскости.
Дмитрий НОВИКОВ