Новая Сибирь. Валерия Новодворская 22 мая 1998 г. Проект 'Российская журналистика в лицах'
Для тех, кто не хочет спать с Верой Павловной и видеть ее сны, у ДС есть альтернатива
По оценкам Валерии Новодворской, мы сможем догнать и перегнать США и Европу уже к 2098 году
По приглашению Национального института прессы в Новосибирске побывала Валерия Новодворская - член редколлегии журнала "Новое время", профессиональный публицист, лидер партии "Демократический союз", созданной в 1988 году. Себя Валерия Ильинична называет исключительно либерально-буржуазным революционером. В свое время Новодворская зарабатывала себе на жизнь, работая в научно-медицинской библиотеке, где занималась каталогами и переводами. Так что ко всему прочему она еще и профессиональный библиограф. Поэтому свое выступление в Государственной публичной научно-технической библиотеке Валерия Ильинична начала именно с напоминания этого факта, чем сразу расположила к себе аудиторию, которая, впрочем, и так была настроена весьма доброжелательно. По мнению Новодворской, главное сейчас - сохранить алтари человеческого разума, культуры и знания, имея в виду и то помещение, в котором проходила встреча. Рано или поздно все утрясется, если страна пойдет по либеральному пути, и тогда библиотеки будут востребованы. В США два века назад тоже были только ковбои, гангстеры и шерифы, а сейчас библиотека Конгресса - место, где считают за честь работать многие профессора, да и зарплата там...
Пока же мы имеем следующее: страна потерпела крушение, потому что плыла на утлой ладье в неверном направлении. Коммунисты привели ее на рифы. Что же делать? Новодворская считает, что нам нужна цивилизация. И не нужно противопоставлять цивилизацию и культуру. Культура не зависит от цивилизационных возможностей страны, культура у нас высочайшая. Многие обезумевшие интеллигенты типа Проханова настаивают на том, что нам не нужна цивилизация. Это полный абсурд. Разве культура возможна только у голодных людей, окруженных болотами и бездорожьем?
Просто существуют массы и существует элита. Способности людей неодинаковы, и по рождению они равны только перед законом, а не по интеллектуальным потенциям. Интеллектуальной элите не нужна реклама, но не следует отнимать ее у большинства. Элита должна позаботиться об этом большинстве, которое не в состоянии смотреть Тарковского по своему интеллектуальному уровню. Если мы считаем, что все должны смотреть Тарковского, мы построим новый тоталитаризм и, исходя из наших идеальных представлений о человеческой природе, уподобимся создателям утопий. Не хотелось бы жить в казарме, спать с Верой Павловной и видеть ее сны. Мы живем в реальном мире, и в этом мире для интеллектуальной элиты есть свои экологические ниши.
На Западе нет никакой бездуховности. Там каждый имеет свою делянку, в том числе и интеллектуальная элита. Деньги - необременительный связующий элемент, который действительно является всеобщим эквивалентом. Либеральное восприятие не чурается денег, относится к ним спокойно. Никакой катастрофы при этом не происходит. Катастрофы происходят из-за того, что мы медленно приспосабливаемся к капиталистическим отношениям. Движущие мотивы людей в среднем - лидерство и жадность. Если бы это было не так, можно было бы построить коммунизм. "Туманность Андромеды" Ефремова - замечательная фреска. Слезы текут. Но этого не будет, потому что природа человека не такова.
Жрецы всегда были в меньшинстве, и надо быть очень глупым жрецом, чтобы пытаться всех довести до этого состояния и пребывать в нем. Большевики были очень глупыми жрецами. Нет большей жестокости, чем прокрустово ложе. Все, кто пытался довести человека до идеального состояния, были палачами - и испанские инквизиторы, и Савонарола, и авторы утопий, и якобинцы. Все из-за идеализма. Мы должны объявить войну идеализму. Сами мы можем оставаться идеалистами, но нельзя построить общество на идеализме.
Главная ошибка нынешних коммунистов, если, конечно, не считать, что они неграмотны, мстительны и у них одна извилина, в том, что они не понимают, что жить по коммунитарным схемам могут только два процента. В Израиле они живут в киббуцах, в Индии - в ашрамах, в США - в общинах мормонов, в России - в староверческих коммунах и монастырях. Остальные 98 процентов нуждаются в конкуренции. Если бы Стародубцев создал идеальный колхоз, а Анпилов взял фабрику и делил поровну прибыль, к ним не было бы вопросов, но они хотят, чтобы так жило все государство. Их беда в том, что они не интеллектуалы. А модели общественного развития могут составлять те, кто прочитал хотя бы часть из тех книг, что хранятся в этих стенах.
Поэтому задача интеллектуальной элиты - объяснить, а если надо, то и заставить страну встать на путь разума. Если этого не произойдет, то не только Россия прекратит свое существование, но и все человечество. Если безумцы сегодня сидят на рельсах, а завтра начнут стержни из реакторов вытаскивать или ядерными боеголовками манипулировать на том основании, что не выполняются их немыслимые требования, то кончится это плохо. Есть та степень плюрализма, которая является даже не анархией, а тотальным безумием и сумасшествием.
Роковая ошибка интеллектуальной элиты в свое время заключалась в том, что она побоялась отдать страну Корнилову и страна попала в руки к Ленину. Мы не должны повторить эту ошибку. Поэтому мы должны требовать от президента, чтобы путь капиталистического развития для России стал однозначным, чтобы коммунисты и фашисты были остановлены. Мы должны перестать бояться корниловых.
Народу надо сказать правду. Он давно ее не слышал. Власть боится ему ее сказать: страна потерпела тотальную экономическую катастрофу. Если каждый не начнет спасать себя сам, правительство будет бессильно. Когда Рузвельт вытаскивал страну из великой депрессии, в США было гораздо больше ресурсов, чем у нас с вами, тем не менее каждый фермер пытался сам найти себе применение. Он не сидел на рельсах и не ждал, пока правительство его спасет.
Нам не поможет никакой план Маршалла. Россия слишком велика, мы должны выбираться сами. Роль интеллектуальной элиты - отсечь неблагоприятные тенденции нашей с вами натуры. Тогда за век мы догоним и перегоним США и Европу. Но если сейчас мы не удержимся на пути вестернизации, Россия прекратит свое существование как единое государство.
Алексей САЛЬНИКОВ