С буйным Римом было проще. Он бунтовал исключительно по меркантильным соображениям. “Panem et circences!” (“Хлеба и зрелищ”) - блажили римляне. Хлеб раздавали задаром, а зрелища были бесплатными, да еще и с фуршетом. Свободные римляне не работали вовсе, а подачки кесарей и сенаторов рассматривали как пособие по безработице. То есть подкуп, имевший место быть на выборах в Риме, и не снился нашему Центризбиркому. От продажности римских политиков любой Рябов наложил бы на себя руки, и снимать с выборов пришлось бы все объединения подряд, как оптиматов, так и популяров, как партию Цезаря, так партию Помпея. Правда, римские мечи, римские доспехи и римские когорты несколько скрашивали ситуацию. Скажем, Октавиан Август не просто забаллотировал Марка Антония, не превзошел его по рейтингу, а вынудил заколоться.
Антоний закололся, Клеопатра убила себя ядом змеи. Цезаря шлепнули Кассий и Брут, Октавиан шлепнул Цицерона (на всякий случай, хотя он был беспартийным), а Кассий и Брут проиграли выборы, то есть сражение, и закололись. Это очень облагораживает. Потоки грязи смыты потоками крови, и вот уже Тацит, Плутарх, Светоний и Моммзен торопятся воспеть подвиги и добродетели древних римлян.
Так вот, россияне, немного веков, лака, ретуши и ностальгии, и грядущие историки наши подвиги тоже воспоют. Потому что мы нисколько не хуже римлян эпохи Империи. Разве что добрее. В Риме ни разу не наблюдались митинги и манифестации в поддержку восстания Спартака, в защиту бросаемых львам христиан или за независимость Галлии. А мы все это имели. Римляне бы нас не поняли, господа демократы. Распяли бы на крестах вдоль Аппиевой дороги или скормили каким-нибудь тварям в амфитеатре. Римляне Империи были совки. Так что родился совок за 2000 лет до появления на свет СССР.
Так вот, в Риме был железный закон: никто не жалел свергнутого кесаря, да и не успевал пожалеть: беднягу шлепали со всеми чадами и домочадцами. И не только кесарей, но и опальных сенаторов, преторов или представителей исполнительной вертикали. Положим, Сеян был плохой человек, не лучше Ежова, но за что было казнить его дочь, да еще и насиловать перед этим? Здесь на Ельцина грех жаловаться, даже если считать его именно императором: не пытает, не сажает, не казнит. Нет ни врагов народа, ни членов семей врагов народа, ни лагерей для членов семей врагов народа.
То есть Ельцин не Нерон. И не Калигула. Один только Тит во всем Светонии на него и похож. Тот тоже был мягким и добродушным, наивным и храбрым. Русский национальный характер предвосхищал. Но римлянам это было до фонаря. “Хлеба и зрелищ!” - они орали это и Титу, и Веспасиану, и Нерону, и Калигуле. Нерон на зрелища не скупился, не то что экономный Тит. Одни казни христиан чего стоят! Какой изыск, какой дизайн!
А как у нас со вкусом, сеньоры? Болезнь Бориса Ельцина, дала нам повод забыть обиды, разногласия, семейные скандалы, разочарования. Сегодня тех, кто поддерживает президента никто не упрекнет в холопстве. Так что можно с чистой совестью сказать: “Боже, храни короля!” На Руси, кстати, всегда за больных царей молились. Молебны заказывали. Национальная, кстати, традиция. Молились даже за плохих царей. За Ивана Грозного, скажем. Отчего не помолиться за хорошего царя? Ведь по всем стандартам Рима и Руси (а после Российской империи) Борис Николаевич - хороший император. Перестаньте на минуточку считать его президентом. Парламента у нас нет, вместо парламента Воронья Слободка. Суда тоже не видно. Право в проекции. На Конституцию начхать и коммунякам, и ОМОНу, и прокуратуре, и суду, и ФСБ, и МВД. Однако есть свободная, как ветер, пресса, кое-какой капитализм, проведена колоссальная ломка железных устоев тоталитаризма, народ непуганый, даже с избытком. Откуда все эти блага взялись? С неба упали? Значит, все-таки конституционная монархия. С выборами, со всеми атрибутами западной демократии. Научитесь пользоваться - востребуете. У царя такое хобби - свобода. По-моему, неинтересно браниться, когда это не запрещено. Ни закона об оскорблении величия, ни закона о защите чести и достоинства президента.
Но молятся только демократы, которые на здорового президента просто кидались. А национал-патриоты из “Завтра”, “Правды”, “Совраски”, а “Независимая”, а якобы демократический журналист Минкин? Если все это прочесть, то и здоровое сердце не выдержит. “Духовная оппозиция” особенно бесчинствует. Коммуняки почуяли поживу, “патриоты” торопятся добить. Опять что-то римское. А иные газетчики опускают палец вниз. Добейте! Matalo! По этим законам нельзя жить. Стыдно.
Бывает святая ложь, ложь во спасение. Этот сильный и добрый человек загубил для нас остатки здоровья, танцевал шейк, катался на качелях, мотался по всем городам и весям. Даже его злейший враг, идеолог этатизма Сергей Кургинян признал, наконец, что Ельцин - не маразматик, а опасный, сильный и талантливый политик, который скорее умрет, чем отдаст коммунистам страну. Он выложился весь, он довел себя до операции. Чтобы не отдать нас Зюганову. Это подвиг - в таком состоянии выиграть выборы.
А зачем нам, кстати, здоровый президент? Ведь не в грузчики же он определяется. Рузвельт вообще 4 срока просидел в инвалидном кресле, ибо был паралитиком. Однако с работой справлялся.
Хотя если сердце Ельцина остановиться, для России снова настанет Судный день, как 3 июля, и чем-то все кончится… И разум, и сердце нормального человека, желающего стране и себе добра, должны быть сейчас за Бориса Ельцина.
Рим погиб, если вы помните. От руки варваров. Может быть, из-за своей черствой жестокости. Пусть Москва (и Красноярск) извлекут урок…