Статьи
Есть такая партия! 2002-01-01
У правых в России всегда была скверная репутация. Да и имидж европейских правых на разумной и индивидуалистической экономической канве несет такие политические узоры, особенно в национальном ключе (когда речь заходит о таких неприличных чаяниях, как желание податься куда-то прочь от титульных этносов), что всякий аромат либерализма развеивается и остается лишь малоприятное для интеллигентских носов амбре консерватизма, близкого к феодализму в стадии абсолютизма (“держать и не пущать”). Конечно, у левых, которых все время тянет то в сумасшедший дом, то в сточную канаву, то под ближайший забор, то в концлагерь улучшенной планировки, репутация не лучше.
За что же Клима Ворошилова! 2002-01-01
Нашей богоспасаемой стране явно нечем заниматься, поэтому она занялась всерьез и надолго великосветскими коммунистическими делами. Уж сколько раз твердили миру все информагентства: ах, у коммунистов отобрали комитеты, разогнали председателей и могут закончить свой поход покушением на Селезнева, чтобы спикер тоже был единым медвежатником. Сами знаете, как это происходит: промахнется Акела по оленю, а его тут же, как бы сказать поделикатнее… переизберут. Но поскольку наш главный олень, который почти уже завез нас в свою страну «оленью» («олени» на жаргоне сталинского ГУЛАГа - зэки без привилегий), - это власть мирская, то ничего страшного не произошло.
Зачем ты меня оставил? 2002-01-01
ТВЦ одарил зрителей одним из шедевров кинематографа, который забрел на XXIII Московский кинофестиваль и получил там первый приз. «Фанатик» Генри Бина, снятый в США в 2001 году. На очень волнующую всех «экстремистскую» тему. На кассетных коробках было написано, что это фильм о неофашизме. Но это там не главное. Главное - внутренний диалог с Богом, который весь фильм ведет главный герой, американский мальчик Дэниел. Американский юноша, желающий ясности, чистоты, храбрости и простоты.
Здесь продается шкафчик фирмы Партия? 2002-01-01
Человечество стало многопартийным довольно давно. Но до античных времен оно просто об этом не знало, хотя партия возвращения в Египет и партия пути в Землю обетованную бродили вместе с древним иудейским народом по Синайскому полуострову еще в доисторические для западной цивилизации времена. Моисей был типичным партийным лидером, а вопрос о партийной коррупции был впервые поставлен именно тогда (история с поклонением золотому тельцу). В качестве спонсора на этом историческом этапе у партии Исхода фигурирует Иегова (помните манну небесную и даже жареных перепелов по заявкам партийных масс?
Зеркало треснуло 2002-01-01
Четвертое по счету Демсовещание стало первым, на котором зеркало треснуло. Хрупкое зеркало демократического согласия, державшееся на бесконфликтности обсуждений. По английским преданиям, зеркало трескается, когда в нем отражается призрак. На этот раз маячивший в отдалении призрак приблизился из-за летне-весенне-осеннего каникулярного демократического перерыва. На предыдущем Совещании это предвыборное ружье просто висело на стенке мэрии на Новом Арбате. И вот прошли какие-нибудь 5-6 месяцев - и зима катит в глаза. Вместе с 2003 годом.
И на щите, и со щитом 2002-01-01
Говорят, что оттуда еще никто не возвращался. Никто, кроме сожженных книг, запрещенных спектаклей, закрытых театров, снесенных бульдозером выставок, положенных на полку фильмов, взорванных храмов. И еще отключенных от эфира каналов. Рукописи, как известно, не горят, и мы прочли и «Мастера и Маргариту», и «Архипелаг». Рукописи не горят, и каналы не тонут, но под псевдонимом ТВС, не менее загадочным, чем три буквы - Р.В.С., - над которыми когда-то ломали себе голову гайдаровские Димка и Жиган, к нам вернулся наш заветный канал.
И только свободные люди его помянут 2002-01-01
Три ордена Славы Александра Гинзбурга Алик был хроническим классическим диссидентом. Он никогда ни с чем не примирялся и не шел ни на какие компромиссы. Когда литературный официоз затопил страну патокой соцреализма, он издает «Синтаксис». Цена - два года. Когда сажают Даниэля и Синявского, он издает «Белую книгу». Это уже дороже: пять лет по «процессу четырех». Раскаявшийся Добровольский (два года), уж совсем ни в чем не повинная Вера Лашкова (год), и Алик с Юрой Галансковым, оцененным в 7 лет и не вернувшимся…
Искусство кино 2002-01-01
Нелегкая судьба журналиста и не менее тяжкая участь российского демократа загнали меня в Лондон, колыбель российского либерализма (все-таки Герцен был не социал- демократ), пристанище российских эмигрантов (не будем к ночи поминать В. Ульянова, но ведь и В. Буковский, и В. Резун-Суворов тоже обретаются там, да и Ирина Ратушинская жила там до недавнего своего возвращения). Российские нынешние власти, такие же либеральные и широкомыслящие, как их предшественник по части укрепления вертикали власти Николай Павлович, загнали в этот самый Лондон очередного диссидента - Бориса Абрамовича Березовского.
Как сбросить шестидесятников с корабля современности? 2002-01-01
Итак, «Общей газеты» больше не будет. Мы давненько не держали ее в руках еще «при жизни», довольствуясь изданиями более замысловатыми. Но мы знали, что где-то выходит «Общая», которая в очередной решительный час снова соберет на последний бой. Статьи в этих «мобилизационных» номерах были совсем простые, без изысков в стиле модерн или постмодерн, но, как писал Лонгфелло, «исполненные скорби, и любви, и чистой веры». В последний раз мы держали в руках этот наш интеллигентский «Колокол» на мокром и прекрасном митинге под реющим с восьмого этажа флагом НТВ, у стен «Останкино», в том апреле, когда мы еще верили, что так мы их сможем остановить.
Книга исхода. Послесловие 2002-01-01
Израильский кинематограф - это не только некий национальный институт, пекущийся о разных золотых и серебряных премиях. Это кинематограф “рассеяния”, потому что он такой же пронзительный, горький и беззащитный, потому что его делают евреи, мысленно повторяющие про себя и в радостях, и в тягостях чужбины сакральные слова: “На будущий год - в Иерусалиме”. Этот кинематограф бесприютных и гонимых мы узнали трижды: в семидесятые - восьмидесятые из просоветской, антиизраильской пьесы талантливого автора “Дамского портного” Александра Борщаговского.